Полный бренд
Как в России и Беларуси борются с контрафактом и фальсификатом
Об этом говорили на последнем заседании Высшего Госсовета Союзного государства в июне. Как борются с подделками, рассказала генеральный директор Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова.
НЕ ТОМОЗИ, «СНУКЕРСНИ»
- Многие думают, что контрафакт и фальсификат - слова-синонимы. Но это не так. Объясните, чем же они отличаются?
- Вот возьмем батончик сникерс. Это зарегистрированная торговая марка. Если я буду выпускать его без согласия правообладателя, то это контрафакт. Он может быть такой же вкусный, с тем же составом, как и оригинал, но я его делаю без разрешения тех, кто его придумал. Получается, я украла рецептуру, раскрученный бренд и пользуюсь этим бесплатно. Даже если я его назову «Снукерс», все равно занимаюсь производством контрафактной продукции.
Но если я выпускаю сгущенку под своим брендом, на банке у меня написано молоко, но я подменила его на пальмовое масло, сэкономила на сахаре, то это уже фальсификат. Такая сгущенка может быть безопасной, но она все равно изготовлена с нарушением закона, и с этим нужно бороться.
- Чего в России больше - контрафакта или фальсификата?
- Смотря в какой группе товаров. Если проверим женские сумки, понятно, что там будет больше контрафакта. Чтобы они быстрее продавались и дороже стоили, на них пишут названия известных брендов. В пищевике чаще всего мы говорим о фальсификате.
- Президент Ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов как-то сказал: «Нет более лживой статистики, чем статистика по контрафакту». Согласны?
- На сто процентов. Это болевая точка нашей работы. Врага нужно знать в лицо и не только по фамилии, но и его вес, рост и все остальное. Данные по подделкам снимаются по-разному. Например, есть официальная статистика Минздрава: контрафакт в России - 0,02 процента.
- Речь идет о лекарствах?
- О фармпрепаратах. Вы спросите, откуда берется такая цифра? Приходит проверка в аптеку, а у нас по закону за сутки их должны предупредить. Любой провизор может убрать с полок сомнительный товар. Поэтому госорганами контрафакт практически не выявляется. Зато когда мы разговариваем с экспертами, они называют другие цифры.
САМЫЙ ГУМАННЫЙ СУД
- Сейчас разрабатывается система маркировки фармпрепаратов. Что это будет?
- Она учтет всю продукцию, которая продается в аптеках. Мы будем видеть, сколько таблеток приходит из-за границы, сколько сделали наши производители, где и через кого продали.
- Все-все лекарства?
- Абсолютно все. Каждый блистер (пластиковая упаковка) должен быть с радиометкой.
- Хотят сделать, как с алкоголем?
- Именно. Система ЕГАИС показала хорошие результаты. Но она нуждается в доработке, потому что большая доля спиртного продается нелегально. Вот в Беларуси нет в продаже подделок. Магазины боятся брать левый товар, настолько там жесткая система. Тебя сразу закроют.
- Российское законодательство мягче?
- Намного. Мы считаем, что ответственность должна быть гораздо жестче. Но, конечно, не за посадки. Лучше наказывать людей рублем, пусть платят в казну и платят очень много. Тогда они десять раз подумают, стоит ли им заниматься этим.
- А может, все-таки, как в Китае - давать максимальные сроки?
- В Китае немного иначе. У них введена обязательная маркировка продукции, но это относится только к тем товарам, которые производятся на госпредприятиях. Для коммерческих специальная марка необязательна. Мы разговаривали с китайскими чиновниками и спросили, почему в Россию попадают некачественные товары из Поднебесной. Они ответили: «Ваши фирмы у нас их заказывают». Есть женская кофточка, она стоит пять долларов. Россияне хотят купить ее за пятьдесят центов. Идут не на госпредприятие Китая, где делают качественные вещи, а на коммерческий заводик, который тут же рядом, за углом. Там по тем же лекалам, но из другого материала шьют похожие кофточки, которые стоят не пять долларов, а пятьдесят центов. Ответ из поднебесной был такой: «Работайте со своим бизнесом».
Второй момент. Один из китайских чиновников нас спросил: «Сколько человек в России расстреляли за контрафакт?» На этом наш разговор закончился. Там лишают жизни за производство подделок на госпредприятиях. На частных - нет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ:
- Автоматизированная система мониторинга движения лекарственных препаратов на основе их маркировки позволит нам своевременно определять недоброкачественную продукцию, фальсификаты и контрафакты, выводить их с рынка и, самое главное, проводить профилактику повторных вбросов. Это когда перепродают дорогостоящие лекарства, которые выпустили для льготников и которые закупаются на государственные деньги.
ПОДПОЛЬНЫЙ ХЕНД-МЕЙД
Чудеса из пробирки
Технологии позволяют изготавливать подделки в домашних условиях.
- Ваша ассоциация учредила форум «Антиконтрафакт». Он идет поочередно во всех государствах евразийского экономического союза.
- Первый саммит состоялся в Москве по поручению Президента России. Следующий - в Беларуси. Здесь уже помимо Минпромторга России подключилась Евразийская экономическая комиссия. Там белорусы и россияне выступили с инициативой ввести понятие «нелегальный оборот промышленной продукции», чтобы расширить полномочия проверяющих. Это позволит не только найти злого дядю, который штампует подделки, но и поддержать законопо-слушных товаропроизводителей - это тоже один из вариантов борьбы.
- Российско-белорусские предприятия тоже в этом нуждаются?
- Конечно, если мы дадим компаниям преференции, то сразу поставим в худшие условия производителей контрафакта. Никто на рынок не пойдет покупать плохую обувь, если знает, что в фирменном магазине белорусские туфли стоят дороже на самую малость.
- Но конкурировать с мошенниками практически невозможно?
- У них огромное преимущество. На одном из форумов наши эксперты, доктора наук, решили приготовить соки.
В перерыве они надели колпаки, фартуки, встали за барную стойку. Перед ними стояли кувшины с водой и какие-то бутылочки. Начали принимать заказы. На глазах у изумленной публики капали несколько капель в кувшины, размешивали и разливали по стаканам. Я попробовала. На вкус это такой же пакетированный сок, который продается в магазинах. Было даже ощущение, что в нем плавает мякоть. Дальше они дали экономический расклад, сколько стоит литр сока. Себестоимость такого - шестьдесят копеек. Это был фурор. Вот, пожалуйста, фальсификат, который сделали прямо на глазах у людей, собравшихся, чтобы поговорить о том, как бороться с этой заразой.
- Теперь сладкие напитки не покупаете?
- Стала гораздо избирательнее. Не хочется рассказывать об этом веселые истории. Но подделывают и высокотехнологичную продукцию, которую используют, например, в поездах и самолетах. В прошлом году силовики нашли целый склад таких «левых» подшипников в Москве.
БЕЛОРУССКИЕ ПРЫСМАКI C НЕВСКИМ ПРИВКУСОМ
Производители эксплуатируют раскрученный имидж Синеокой.
КОТЛЕТЫ ИЗ ДОВЕРИЯ
Встретил знакомого по пути в магазин.
- Котлет набрал - белорусских и пельменей - совсем недорого, - похвалился он. - Беги, пока все не разобрали.
В супермаркете долго выискивать прысмакi из республики не приходится. Вот они. Красный орнамент Полесья на коробке, на обложке румяные котлеты. И надпись: «Белорусские сочные». Надо брать. Уже дома решил посмотреть, а кто же делает такую красоту. И чуть не упал под стол - на упаковке написано, что котлеты крутят в Санкт-Петербурге.
Может, какой-то белорус организовал производство. Или совместное предприятие. Ищу в поисковике. На нужной страничке целая палитра белорусских товаров: вареники, сырники, пельмени. И тут же описание. Цитирую с официального сайта (орфография сохранена): «В создании марки «Белорусские» лежит идея доверия потребителей-россиян к мясным продуктам из Белоруссии. Многие считают, и не безосновательно, что белорусские товары изготовлены под государственным контролем, с оптимальным соотношением «цена-качество», из экологически чистого сырья. Мы создали серию продуктов, которые вобрали все лучшее из перечисленных качеств».
Вот как! Так это только маркетинговый ход. Или? Набираем приемную гендиректора компании «Петрохолод. Пищевые технологии» Николая Джавахишвили.
- Нет, это не совместное предприятие.
И сам я не из Беларуси, - отвечает он. - Такое название наши специалисты придумали. Знаете, как оно появилось? Мы несколько лет удачно торговали пельменями и полуфабрикатами в Беларуси. А потом неожиданно пошел вирус африканской чумы свиней в Ленинградской области, и поставки нам обрезали. И кто-то предложил: «А давайте сделаем полуфабрикаты по белорусским стандартам». Запустили линию, а название маркетологи придумали.
НАЗВАНИЕ - НИЧТО, ЦЕНА - ВСЕ
На вопрос, как относятся жители Синеокой к таким пельменям, Николай Джавахишвили отвечает, что за все время не получил ни одного замечания.
- Если бы мне кто-то прислал хоть одну маленькую претензию или написал из правительства Беларуси, что это для них оскорбительно, то мы сразу бы прекратили. Но мы делаем достойные продукты, и я бы так сказал: белорусы, мы вас не подведем.
Джавахишвили жалуется на конкуренцию и объясняет, что сегодня потребитель больше смотрит на цены, а не на бренды.
- Хоть что напиши на упаковке, покупателю - главное, чтобы подешевле, - объясняет предприниматель.
Пожурив ритейл, Джавахишвили пригласил белорусов к сотрудничеству:
- Мы готовы работать с любым предприятием. Всех примем, выслушаем, угостим. Рынок перенасыщен. Мы должны друг друга поддерживать, нам тяжело. Только объединившись, мы сделаем хороший бизнес.
РЫНОЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ
После нашего разговора попытался оценить, как же назвать это рыночное явление. С одной стороны, хочется сказать, просто расчет на невнимательных покупателей. Но, с другой стороны, голландскому сыру уже двести лет. Правовую сторону нам разъяснили в самой Беларуси.
- В формате СНГ у нас есть соглашение «о мерах по пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, - рассказал «СВ» патентный поверенный компании «Белбрендконсалт» Валентин Рачковский. - То есть, если слова «Беларусь», «белорусские» эксплуатируются производителем, не имеющим отношения к нашей стране или не находящемся в ее пределах, то это - нарушение закона. Заинтересованные лица могут обратиться в антимонопольные органы с заявлением о недобросовестной конкуренции.
ПРОЕКТ
Мексиканский тушкан не пройдет
В каждой шубе, которая продается в магазине, спрятана радиометка.
Этот эксперимент уже идет в странах Евразийского экономического союза. Еще на производстве любой тулупчик, полушубок или норковая шапка помечается специальным чипом. Сразу скажем, на цене одежды это сильно не отразилось. В среднем стоимость метки примерно двадцать рублей. Зато подпольные мастерские рвут волосы на голове, а не мех на шубах. За год Роспотребнадзор РФ уже обнаружил подделок на 350 миллионов рублей. Часто под видом стриженой норки покупателям пытались впарить бобра или кролика.
В июле Президент России продлил соглашение о реализации проекта по маркировке товаров из натурального меха в странах Евразийского экономического союза до 2018 года.
МНЕНИЕ
Владимир АФОНСКИЙ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информполитике:
- Обязательный «меховой» контроль введен прошлым летом. Потенциальным владельцам шуб теперь легко распознать подделку. Не секрет, что раньше подпольные цеха массово выдавали свою продукцию на рынок под видом дорогих брендов. И официально найти их производителя и предъявить ему претензии было невозможно. Чипированная шуба для потребителя - это возможность убедиться в том, что он приобретает качественный, легальный товар, а не хлам, который через месяц рассыпется. Теперь информацию о происхождении любого манто можно узнать не отходя от кассы, если загрузить на мобильный телефон приложение. Это уже уберегло многих женщин от разочарований, ведь нелегально сделанная шуба чаще всего и качества ужасного.
РЕПЛИКА
Александр СУББОТИН, главный ветеринарный врач Беларуси:
- По нашим данным, рынки стран Таможенного союза заполнены подделками под известные белорусские бренды. Особенно страдают наши производители молочной продукции: масла, сыров, сгущенного молока. Зафиксированы контрафакты и сухой молочной продукции.
БАНКА С СЮРПРИЗОМ
Копыта, уши и хвосты
Член Совета Республики, Председатель агрокомбината «Снов» Николай РАДОМАН рассказал «СВ», как сам боролся
с контрафактом.
- Несколько лет назад пошли жалобы на нашу тушенку. Я долго поверить не мог. А потом привезли мне банки из Москвы. Я на них смотрю, похожи, но не мое. Но если глаз не наметан - не определишь, что подделка. Вскрыли. Мать моя! Одни желтые жилы да хвосты. Собака есть не будет. А это ставили на полку, цену снижали процентов на 25 и людей кормили. Репутацию нам подпортили здорово. Спрос на мои консервы сразу упал.
- И как бороться? Не в милицию же заявление писать?
- Куда мы только не отправляли жалобы. Писал бумаги в наши Министерства иностранных дел и внутренних дел, в полицию. Никого не нашли. Тогда я взял и сменил дизайн банки. Поговорил с дилерами в России, дал им документы. Вроде пока все прекратилось.
- Жульничали в России?
- Скорее всего, потому что у нас в Беларуси такое невозможно.
- Сколько должна стоить настоящая тушенка?
- Мы продаем по 90 рублей, плюс НДС - 9 рублей, добавим транспортные расходы, оптовики себе рублик зажмут, сетевики сорок-пятьдесят процентов наварят. На полках Москвы наша тушенка должна не меньше 185 рублей продаваться.
Интересные факты
Доля незаконного оборота в разных сферах российской экономики достигает до сорока процентов. Именно столько контрафактных товаров среди стройматериалов и алкоголя.
Одежду и обувь подделывают не намного реже - каждая третья вещь на рынке и на полках бутиков - из подпольного цеха.
Чуть меньше шансов нарваться на суррогат в продуктовых магазинах. Но и там каждая десятая палка колбасы или консервная банка может оказаться не тем, что на ней написано.
По статистике, в одном из восьми магазинов в РФ торгуют контрафактными сигаретами. В результате их доля на рынке выросла до 4,4 процента.