Что поймают в торговые сети
Руководители белорусских предприятий обсудили, как продвигать продукцию на российские прилавки
Мебель, обувь, лифты, продукты - товары, которые производят в Беларуси, пользуются спросом во многих странах мира.
- Но российский рынок остается для нас главным направлением экспорта, - сказал заместитель премьер-министра республики Владимир Семашко. - Еще пять лет назад сложилась структура белорусского экспорта: 43 процента в Россию, столько
же в Евросоюз, остаток - в страны СНГ и по другим направлениям.
Но сами товары до покупателей себя не донесут. Вот белорусские предприятия и развивают то, что на чиновничьем языке называется товаропроводящей сетью: открывают представительства, торговые дома, фирмы-дистрибьюторы. Только в России уже 189 таких предприятий.
27 апреля в конференц-зале Делового и культурного центра Посольства Беларуси в России собрались главы торговых представительств и директора белорусских заводов и фабрик.
- Президент поставил задачу увеличить экспорт, - напомнил собравшимся Посол РБ в России Игорь Петришенко. - В прошлом году необходимых цифр по России удалось достичь - товарооборот между братскими странами прибавил четыре процента, а в 2017-м тенденция еще лучше. За два месяца 2017-го рост - еще сорок процентов. Но это не повод для самоуспокоения. Работать на российском рынке становится все сложнее. С одной стороны, сокращается покупательская способность у людей, с другой - российское правительство повышает поддержку своих предприятий.
ДЕБИТОРКА РАСТЕТ
Вместе с экспортом, как показывает практика, увеличиваются и долги перед поставщиками. Белорусские предприятия отпускают товар, а денег не получают. Только за первый квартал 2017-го дебиторская задолженность перед белорусскими предприятиями выросла на четверть. Долгов набежало уже на 500 миллионов долларов.
- Нужно работать на стадии заключения контракта, проверять контрагентов, - советует пристальнее присматриваться к новым партнерам Игорь Петришенко. - Посольство разослало предприятиям рекомендации, как не стать жертвами мошенников.
Когда же договор подписан, а товар отпущен - получить деньги в разы сложнее. Тут даже обращение в суд ничего не гарантирует. Нередко за крепкой с виду компанией стоит будущий банкрот, взыскивать с которого нечего. Но есть и положительные примеры.
- Я всегда восхищаюсь сетью обувного холдинга Belwest, - отметил Владимир Семашко. - В режиме реального времени через компьютер можно увидеть любую из 400 торговых точек в России - и узнать, какая выручка, какие остатки... Просроченной задолженности в компании нет как понятия.
КРИМИНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Не получают денег предприятия не только из-за недобросовестных покупателей.
- Раз я здесь, вы понимаете, есть в этой ситуации и криминальная составляющая, - заявил генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк. - Мы занимаемся этой проблемой по прямому указанию президента Лукашенко.
Прокурор не стал скрывать, что в торговых домах процветает кумовство: на ответственные должности нередко назначают людей по знакомству, а некоторые чиновники даже создают в Москве подконтрольные фирмы.
- Есть случаи, и их немало, когда подписываются договоры людьми, заранее знающими, что исполнены они не будут, - признает Конюк. - Такой контракт - мошеннический заранее. Это никуда не годится.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Москва и Минск готовят единый рынок газа
3 апреля по итогам переговоров в Санкт-Петербурге президенты России и Беларуси поручили подчиненным за десять дней урегулировать все разногласия по цене на газ и объемам поставок нефти. Точно в срок межправительственные соглашения были подписаны.
- Договоренности выполняются в полном объеме, - заверил заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко. - Но на этом двусторонние переговоры не заканчиваются. У меня уже запланирована новая встреча с российским вице-премьером Аркадием Дворковичем и министром энергетики РФ Александром Новаком. Мы должны будем выработать подходы по формированию единого рынка газа. Если принципы согласуем, предложим их партнерам по ЕАЭС, - рассказал Семашко. - Но, если Армения, Казахстан или Кыргызстан откажутся от вхождения в единый рынок газа, мы с Россией создадим его на уровне Союзного государства.