Есть поправки на государевы поставки
В России реформируются законодательство и порядок проведения государственных закупок. О предстоящих изменениях корреспондент «СВ» поговорил с начальником отдела правовой экспертизы Центра электронных торгов B2B-Center Дмитрием Казанцевым
БЕЗ СОФТА И ЖИЗНЬ НЕ ТА
- Первого января 2017 года вступает в силу постановление, которое закрепит приоритет россиян перед иностранцами при госзакупках. Затронет ли это белорусских партнеров?
- Это сделано исключительно для поддержки отечественного производителя. По общему правилу белорусы имеют равные права с россиянами при госзакупках. Но есть два исключения. Первое, что товары, которые идут для оборонзаказа РФ, могут быть только российскими. Второе исключение касается программного обеспечения (ПО). Софт должен быть зарегистрирован в российском реестре. Если белорусское ПО будет включено в этот список, тогда оно на равных с российским участвует в конкурсах. Но пока есть сложности. Минкомсвязи РФ обещает устранить эти пробелы.
- В Госдуме РФ в первом чтении прошел «антикоррупционный» законопроект, который содержит дополнительные требования, предъявляемые к участнику закупки. Изменит ли он ситуацию?
- На мой взгляд, это не первоочередное решение. Потому что основные злоупотребления, как умышленные, так и неумышленные, в сфере госзаказов связаны не с коррупционными нарушениями, такими, например, как сговор, а с другими, более сложными и тонкими механизмами. Может быть, участник закупки никогда не привлекался к уголовной ответственности, но это не говорит о его кристальной честности и открытых помыслах. Основной вид борьбы - это не ужесточение наказаний, а их неотвратимость.
- Что для этого нужно?
- На всех стадиях госзакупок мониторить обоснованность действий заказчика. Простым языком говоря, задавать вопросы: «А зачем заказчик закупает именно эту продукцию?», «Действительно ли ему нужен автомобиль за пять миллионов рублей, а не за один?», «Почему именно эти товары закупить в первую очередь?», «Правильно ли обоснована цена?». И так вплоть до подписания договора.
- Кто же этим должен заниматься, какие ведомства?
- Это самое интересное. Разумеется, государственными полномочиями здесь наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но она, учитывая масштаб нашей страны, не может проанализировать каждую госзакупку. Нужно стимулировать общественное участие в мониторинге закупок, чтобы каждый эксперт имел доступ к открытому и закрытому разделу единой информационной системы.
Все решения антимонопольной службы должны быть безусловными к исполнению. Есть такие ситуации, когда заказчик отдает тридцать тысяч рублей штрафа, а налево уходит тридцать миллионов рублей. Поэтому механическая проверка на судимость проблем не решит.
КЛЕЙМО НА ВЕСЬ БИЗНЕС
- Дума ужесточила условия участия в госзакупках тех предприятий или физлиц, которые имели проблемы с законом. Коснется ли это белорусов?
- Тут возникает правовой пробел. У нас все привязано к нашему Уголовному кодексу. В Беларуси он свой и свои статьи. Поэтому для наших соседей не будет ограничений, даже если у участника закупок была судимость за аналогичное преступление. Отклонить заявку поставщика из Синеокой на этих основаниях будет невозможно. Чтобы исправить ситуацию, нужно принимать документы на уровне Союзного государства.
- У белорусов ведется реестр недобросовестных юридических лиц, которых не допускают к госзакупкам. А в России?
- Действует абсолютно идентичный реестр. Он опубликован в единой информационной системе. Но в России правила мягче. Заказчик имеет право установить запрет такому поставщику на участие в той или иной закупке, а может не установить.
- А белорусы в наш реестр могут попасть?
- По общему правилу любые белорусские фирмы имеют доступ на российский рынок. Если белорусская фирма сорвет госзаказ, только после этого по решению ФАС она будет включена в такой реестр. Здесь имеет значение не место регистрации, а история взаимодействия.
- Какие изменения нужно внести в законопроект о госзакупках в рамках Евразийского экономического пространства?
- Основная проблема - признание электронно-цифровых подписей. Допустим, вы сидите в Казахстане, хотите участвовать в торгах в Беларуси или в России, собрали все документы, все законно, но вашу ЭЦП не признают страны-союзники. Надо казахстанскому предпринимателю ехать в Россию или в Беларусь, открывать представительство, получать ЭЦП, потом только подавать заявку на торги. Та же ситуация с предпринимателями из Союзного государства: чтобы получить доступ к госзаказу в Казахстане, там надо открыть фирму, получить казахстанскую подпись.
Еще одним из способов решения проблемы создания общего рынка госзакупок могло бы стать создание единого портала ЕАЭС, предназначенного для проведения электронных торгов. Но он потребует полного или частичного отказа от уже действующих торговых площадок в странах «пятерки».
ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ
Кого не допустят к торгам?
- участника закупки с судимостью за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, с которых она снята),
- лишенных права занимать должности, связанные с гозакупкой,
- попавшего под статью 19.28 Кодекса об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юрлица),
- если привлекался по следующим статьям Уголовного кодекса:
- 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»
- 290 «Получение взятки»
- 291 «Дача взятки»
- 291.1 «Посредничество во взяточничестве».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Жигарев, глава Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:
- Законопроект, направленный на предотвращение «откатов» при исполнении государственных заказов, прошел первое чтение. Поправки заключаются в том, чтобы люди, которые давали взятки и были за это судимы, не имели права и возможности возглавлять компании, которые участвуют в госзакупках. Все участники госзакупок должны будут предоставлять справки о такого рода судимости.
Александр Нахаенко, первый заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты:
- Что касается госзакупок в Беларуси, то равные права предоставляются как российским, так и белорусским субъектам хозяйствования. Для белорусов проблемный вопрос - банковские гарантии. Нашим предпринимателям тяжело получить их в России. По-хорошему нужно, чтобы российские филиалы банков выдавали гарантии на нашей территории. Решить этот вопрос - одна из задач союзных депутатов.