Вот тебе и раз - появился робот-«БелАЗ»
В технопарке "Сколково" впервые проходила «Евразийская неделя». Компании стран ЕАЭС показали передовые разработки и нашли единомышленников
Многие привыкли думать, что «БелАЗ» - большой самосвал. На самом деле это кладезь инноваций. На белорусском стенде можно было узнать все его секреты.
- Наш карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн - мировой рекордсмен. Машина с успехом эксплуатируется в Западно-Сибирском регионе РФ, - рассказал инженер научно-технического центра «БелАЗ» Герман Гусаков. - На форуме мы представляем разработки, которые будут интересны всем странам ЕАЭС. Помимо самосвала это и тягач для буксировки самолетов со взлетным весом до шестисот тонн.
Что же особенного в этой технике? Когда переходишь на макроразмер, приходится пересматривать все технические концепции заново. Гиганты требуют более тщательной проработки конструкции. Только в последнее время получено семь новых патентов.
- Есть опасность сильной вибрации, - объясняет Герман Гусаков. - И здесь нужна уникальная пневмогидравлическая подвеска. Это наше ноу-хау. Обновляем и кабину - вся информация выводится на ЖК-монитор. Для этого нужно много датчиков. По этому направлению сотрудничаем с российскими разработчиками из «Вист Групп». У нас с ними есть интересный проект, который мы сейчас обкатываем - роботизированный самосвал. Водителя в кабине нет. Оператор «БелАЗа» может сидеть в офисе перед монитором, держать чашку кофе одной рукой, а другой - с помощью джойстика управлять многотонной махиной за километры от карьера. Водитель меньше устает и к тому же защищен от вредных факторов, как, например, при добыче урана.
Мастера из Жодино на этом останавливаться не собираются. Отслеживают все, что касается искусственного интеллекта в управлении техникой. Вероятно, в будущем эти машины вообще смогут обходиться без людей. Того и гляди, режиссер Майкл Бэй снимет «БелАЗ» в очередной части «Трансформеров». Надеемся, машина будет на стороне добра.
ПОСТРОИМ ЗАМКИ ИЗ... ПЕСКА
Из российской нефти в Беларуси делают один из самых качественных видов бензина в СНГ. И это было бы невозможно без передовых технологий.
- У нас два нефтеперерабатывающих завода - «Нафтан» и Мозырский НПЗ. Ежегодные инвестиции в инновации составляют сотни миллионов долларов, - рассказал начальник управления перспективного развития концерна «Белнефтехим» Дмитрий Пилипончик. - В этом году, например, ввели новое производство высокооктановых добавок, которые позволят нам весь бензин перевести на стандарт Евро-5. Качество отменное - двигатель не захлебнется.
Есть новации и по композитам. Например, на заводе «СветлогорскХимволокно» выпускают уникальные углеродные материалы, которые используются в оборонной промышленности, в том числе в России. Материалы идут на вертолеты, самолеты и даже на космическую технику.
Одна из запоминающихся новинок «Белнефтехима» - кварцевое армирование. Как известно, традиционное усиление строительных конструкций обеспечивается металлом, но белорусы придумали, как заменить его изделиями... из песка.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВРАЧ
- Мы приехали сюда с проектом «Электронный рецепт», - говорит начальник информационно-фармацевтического центра РУП «Белфармация» Инна Зверко. - Все поликлиники Минска и государственная аптечная сеть работают с этой технологией. Врач выписывает рецепт в электронном виде. Минчане, приходя в аптеку, предоставляют пластиковую карту, аптекарь ее сканирует и видит в базе данных, какое средство назначено. А врач в системе может отследить, получил ли пациент препарат.
Это помогает планировать производство и снабжение аптек. В режиме онлайн видно, в каких лекарствах нуждаются люди.
- На форуме мы заключили договора с фондом «Сколково». Они используют некоторые наши инновации, а мы берем их разработки, - рассказала заведующая отделом инжинирингового центра Государственного центра по науке и технологиям РБ Алла Рудковская. - В Беларуси
мы хотим внедрить проект Global Lab - это сообщество школьников, увлекающихся наукой. В «Сколково» присутствуют белорусские компании,
сотрудничает с ним и наш Парк высоких технологий.
Все в Астану на «Экспо-2017»
Канат Калманбетов, замдиректора по программированию компании «Алстрон Телеком» (Алматы):
- На «Евразийской неделе» шел обмен опытом, помогали друг другу заполнить «вакуум знаний». В Казахстане тоже есть свое «Сколково» - «Техгарден» в Алматы. Приветствуются инициативы по созданию новых технологий и сотрудничеству с фирмами ЕАЭС. Например, наши дочерние компании работают в России - в Самаре, Томске, Казани. Мы предоставляем программное обеспечение для нефтяной промышленности. Это импортозамещающий продукт. Его мы делаем вместе с российскими учеными. На форуме познакомились и с белорусскими коллегами. Приглашаю всех на всемирную выставку «Экспо-2017» в Астане. Следующая «Евразийская неделя» пройдет там.
В шубе завелись... радиометки
Евразийская экономическая комиссия провела несколько заседаний по развитию новых технологий.
- Мы рассчитываем, что именно инновации станут драйвером развития экономики союза и дадут серьезную добавленную стоимость продукции, - сказала министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина. - Членами «пятерки» проводится большая работа по развитию современных производств, в том числе по внедрению нанотехнологий.
Министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК, экс-премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский рассказал о механизмах внедрения разработок:
- На данном этапе - это евразийские технологические платформы, Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению, Евразийская сеть развития кооперации и субконтрактации, в ближайшей перспективе - создание широкой инновационной инфраструктуры в Союзе и сети трансфера технологий.
Отдельно хвалили Союзное государство. В Беларуси и России первой в ЕАЭС внедрена система RFID-технологий для учета меховых изделий.
- Маркировка шуб радиометками доказала свою эффективность, - сообщил директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Гагик Кочарян. - Усилился контроль за оборотом изделий, поставлен барьер «серому» импорту. Изучается возможность RFID-идентификации других товаров.