Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Губернатор Белгородской области Евгений Савченко: Нужно давать людям свои дома, а не запихивать в скворечники

27 сентября Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота посетил Белгородчину. После его встречи с главой региона репортеры попытались выведать у губернатора секрет успеха области, которая сегодня - в числе лидеров по развитию и сельского хозяйства, и промышленности

В поселке Прохоровка настоятель Александр Кагарлыкский показал Григорию Рапоте и Евгению Савченко храм Святых Апостолов Петра и Павла. Он возведен к 50-летию Победы. Внутри выбиты имена погибших в танковом сражении 12 июля 1943 года. Фото: Виктор Гусейнов/kpmedia.ru

СИСТЕМУ АГРОХОЛДИНГОВ ПОДСМОТРЕЛИ В БЕЛАРУСИ

- У Белгородчины большие успехи в сельском хозяйстве. Другие регионы перенимают опыт?

- Не могу сказать, что мы какие-то особенные. В России много регионов, которые являются прекрасными товаропроизводителями агропродукции. Но, возможно, кому-то и пригодятся наши наработки. Прежде всего я имею в виду опыт построения мощных вертикально интегрированных агрохолдингов.

Эту систему я впервые подсмотрел в Беларуси, это было еще в 1994 году. Мы общались с министром сельского хозяйства, и он показал, как на примере птицеводства нужно выстраивать агрохолдинговую систему. У нас же в то время очень быстро шла смена уклада одного на другой, и мы не знали, каким будет следующий шаг. Но то, что мы увидели в Беларуси, нам понравилось. Потом мы еще изучали опыт Канады, США - взяли все лучшее.


Мы пришли к пониманию, что нет иного пути, как развивать крупные сельскохозяйственные компании. Мы основную часть пахотной земли сконцентрировали в государственной собственности. И мои пожелания для белорусов: если у вас земля в руках государства, ни в коем случае не передавайте ее в частные руки.

- Говорят, земля должна быть в частной собственности и тогда придут инвестиции…

- Это заблуждение. К нам пришли инвестиции в АПК лишь только потому, что мы начали землю брать в областную собственность. Любому инвестору выгодно иметь дело с одним собственником в лице государства, чем идти договариваться с тысячей пайщиков.

За это время мы выстроили несколько крупных структур. Начали с птицеводства, потом пошло свиноводство. Сейчас мы производим свыше 1,6 миллиона тонн мяса. По этому показателю догоняем Беларусь. Но по молоку отстаем от нее во много раз. Все-таки основную ставку мы делали на мясное производство.

СРЕДСТВА ПРИХОДЯТ ПОД ГАРАНТИИ

- Какие были меры господдержки?

- Нам помогли национальные проекты, потом благодаря позиции президента в 2003 году были введены квоты на импорт мяса. И это дало нам возможность развиваться. За последние два года прибыль в АПК в целом - около 50 миллиардов рублей. Многие предприятия уже рассчитались с кредитами.

Благодаря нашему развитию мы неплохо переживаем санкции. По мясу птицы у нас уже пошло перепроизводство, и мы думаем, куда сбывать нашу продукцию. Начали осваивать рынок Китая, Юго-Восточной Азии, прорабатываем рынки Ближнего Востока. На очереди - экспансия свинины.

Большие планы у нас по развитию садоводства, тепличного хозяйства, аквакультуры. Впереди очень много работы.

- Как удается привлекать кредиты?

- Прежде всего это тесное сотрудничество трех партнеров - банков, правительства области и инициаторов проекта. У инициаторов зачастую за душой никаких денег нет - вот хочу и все! А это, на мой взгляд, самый главный капитал - желание работать. Что нужно банкам? Поручительство или гарантия. Также мы помогали предприятиям с инфраструктурой - газ, электроэнергия, вода, дороги. Мы сказали: кто участвует - для того эти вопросы решим. И это стало мощным подспорьем. Банки стали нам доверять и давать много денег. Они просто поняли, что у них рисков никаких. По всем кредитным договорам - а их десятки - ни одного рубля нет невозвратного.

КАЖДОМУ - РОДОВОЕ ГНЕЗДО

- Как у вас развито обеспечение жильем?

- Есть федеральные программы по поддержке молодых семей, молодых специалистов в сельской местности. Мы за счет своих региональных возможностей постарались их расширить. В 1993 году мы создали фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе. Тогда денег не было - мы людям давали кирпич, стройматериалы, а у них забирали мясо, яйца, молоко. То есть шел такой бартер. Это стало неплохим стартом, и сегодня мы пришли к тому, что вводим ежегодно 300 - 500 тысяч квадратных метров жилья на селе.

Вокруг Белгорода все территории были в областной собственности. Мы их начали переводить в земли поселения и давать людям участки фактически бесплатно. Мы людям сказали: стройтесь. Заключали договор: вы берете на себя обязательства, что в течение пяти лет построите дом, а мы за это время проведем коммуникации.

- Вы взяли курс именно на индивидуальное строительство?

- Да, такие меры позволили людям быстро решить свои жилищные проблемы. Вокруг наших городов мы стали развивать жилой сектор по агломерационному пути. Например, за эти годы вокруг столицы региона уже построились около 50 тысяч индивидуальных застройщиков. Даже если брать по три человека в семье, то выйдет, что больше 150 тысяч человек. То есть половина жителей Белгорода живут в двух местах - у них есть квартира в городе и дом в агломерации.

- Звучит заманчиво. Из других регионов люди потянулись?

- Да, к нам много людей стало приезжать из северных регионов России, из восточных. В 1990-е годы был большой приток соотечественников из Средней Азии. Сейчас в связи с последними событиями много людей едет с Украины. И они тоже участвуют в наших жилищных программах.

90 процентов сдаваемого жилья - индивидуальное, то есть свои дома. Была б моя воля, я б вообще запретил многоэтажное строительство. Но, к сожалению, у нас банки командуют в России. Мощнейшее лобби - они пробили ипотеку под неподъемные проценты. А с другой стороны - крупные корпорации, которые возводят пачками безликие многоэтажки. И у нас из-за этого страшная урбанизация. В России столько земли! Государственный подход - это свой дом для каждого.

- А вот на Дальнем Востоке дают гектар…

- Кому нужен голый гектар? Надо подвести к нему все коммуникации да еще дать кредит, чтобы человек там построился, да еще чтобы был план ландшафтного обустройства. И тогда люди уже будут нормально территорию осваивать. Именно так мы поступаем на Белгородчине. Называем это системой «родовых поместий».

Соседи


Дорожим связями с Минском

- Как складывается сотрудничество области с республикой?

- Белгородчина и Беларусь - это слова с одним корнем - «белый». Это уже говорит о многом. Как минимум, об особом отношении друг к другу.
Товарооборот между нами складывается в объеме порядка 250 миллионов долларов. Раньше было чуть больше. В долларовом исчислении он снизился процентов на тридцать. Но в физических объемах он не уменьшается.

Традиционно мы покупаем в Беларуси продукцию машиностроения. Примерно 50 процентов всего тракторного парка нашей области - это продукция завода МТЗ. 10 процентов комбайнов - это машины «Полесье». Наши горнодобывающие предприятия покупают крупнотоннажные автомобили «БелАЗ».

У нас нет никаких запретов на поставки продовольственных товаров из республики, прежде всего молочной продукции. Хотя мы сами тоже ее производим, но наши люди с удовольствием покупают и белорусские бренды.

Мы поставляем в республику продукцию машиностроения, трубопроводы для БелАЭС, разную металлургическую продукцию. То есть у нас паритет экономического сотрудничества - он примерно 50 на 50. Сколько покупаем, столько и продаем.