Экономист Дмитрий Валовой: Государству нужно придержать рынок, иначе он развалит страну
Один из старейших ученых страны - о причинах мирового кризиса, фальшивом ВВП и пользе объединений на постсоветском пространстве
А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ!
- Дмитрий Васильевич, и мировая экономика, и российская сейчас находятся в шатком положении. Неужто все так запущено?
- Не без этого. Ситуация усугубляется тем, что речь идет не о единичном случае, а о своего рода эпидемии. Мы с вами стали свидетелями не обычного кризиса, а краха мирового экономического порядка. И «лечить» его прежними методами все равно что кормить смертельно больного хроника обезболивающими таблетками.
Все предлагаемые рецепты базируются на извращенном понимании рынка и фальшивом ВВП. Поэтому я и веду речь о радикальных методах: социально-экономические потрясения будут продолжаться, пока не будет создана новая финансово-экономическая система.
- В январе в Давосе кто-то говорил про неправильный ВВП…
- Да, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. Проблема актуальная, но не новая. Если коротко, то суть в следующем. Существует два подхода к измерению ВВП - классический и неолиберальный.
Первый подразумевал, что богатство создается производительным трудом и определяется только в реальной экономике. Но по мере перерождения капитализма началось бегство капитала за большей прибылью из реальных секторов в сферу обращения - разного рода спекуляций и махинаций. Что, естественно, приводило к падению темпов роста экономики. Это дело надо было замаскировать. Тогда и появился фальшивый, ныне господствующий неолиберальный подход к измерению ВВП, по которому все виды труда являются производительными, и чем выше доход, тем «производительнее» труд.
В итоге финансовые спекулянты, мошенники и аферисты не только обрели легитимность, но и стали «цветом нации». Ведь их доходы и «вклад» в ВВП поистине масштабны. Вы только вдумайтесь: сегодня только 5% рыночных операций отражают реальное движение товаров и услуг, а 95% - это спекуляции (в лидерах тут спекуляция валютой), мошенничество и аферы.
Справка «СВ»
Дмитрий Валовой родился 30 мая 1927 года. Участник Великой Отечественной войны. Пятнадцать лет был первым заместителем главного редактора «Экономической газеты».
Профессор Академии труда и социальных отношений. Кавалер четырех орденов и пятнадцати медалей. Доктор экономических наук. Заслуженный деятель науки РФ.
Опубликовал десятки книг. Около тридцати работ представлено в библиотеке Конгресса США.
- Прямо как в известной сказке про невидимое платье короля?
- Вот-вот. Хотя он давно уже голый. Судите сами. В 1940 году ВВП США составлял 100 миллиардов долларов, в 2006 году - 13 триллионов, а в 2016-м - 18 триллионов. Рост соответственно в 130 и 180 раз. При этом ежегодный прирост ВВП с 1940 по 2006 годы в среднем составлял 200, а за последние десять кризисных лет - 500 миллиардов долларов. Получается, что в кризис экономика США росла в 2,5 раза быстрее, чем прежде (при этом федеральный долг реально увеличивался еще быстрее - по триллиону долларов в год - и уже превзошел годовой объем ВВП, а общий долг США уже в этом или следующем году может превзойти объем мирового ВВП).
Но это по фальшивой схеме. В реальной экономике США создается лишь 20% ВВП. Следовательно, федеральный госдолг США уже превысил четыре реальных годовых ВВП. Наш «король» - это государство-паразит и потенциальный банкрот, который живет за счет эмиссионного дохода от доллара и баснословного накручивания долгов.
Вообще рыночный авантюризм привел к тотальной продажности всего и вся. Это позволило современным рыночным рабовладельцам-олигархам сколотить такие состояния, о каких прежние рабовладельцы и мечтать не могли. В итоге сегодня из оборота выводятся и омертвляются сотни триллионов долларов капитала, что тормозит развитие экономики и увеличивает безработицу. И тем не менее миллионы голодных и бездомных, но «свободных» рабов млеют перед свободным рынком.
НАЗАД, К ГОСПЛАНУ
- Как не млеть, если нам уже какое десятилетие внушают, что плановая экономика - это зло?
- Ну так внушают-то те же самые неолибералы, адепты фальшивого ВВП! Вопреки их многочисленным теориям и заявлениям о негативном влиянии государства на экономику, в развитых странах такое вмешательство неуклонно расширяется и углубляется.
Евросоюз по регулированию экономики в ряде позиций затмил даже плановую советскую систему. Вплоть до того, что там рационы для сельскохозяйственных животных устанавливаются Брюсселем для всей еврозоны! Япония разрабатывает двенадцать тысяч общегосударственных плановых балансов. А это на минуточку в тридцать раз больше, чем их было в Госплане СССР. Государство ради самосохранения вынуждено создавать возможности для выживания народа, и если бы оно не придерживало рынок, тот развалил бы экономику уже давно.
У нас выталкивание государства из экономики и приватизация всего и вся нанесли России урон, в разы превышающий ущерб от нашествия Наполеона и Гитлера вместе взятых. Я считаю, нам необходим «мюнхенский разворот» во внутренней политике. Надо четко обозначить пороки, от которых следует избавиться.
Наивно полагать, что люди, которые по западным рекомендациям завели экономику в тупик, смогут содействовать выходу из него. Знаете, что сказал экс-замминистра финансов США Пол Грей Робертс? Цитирую дословно: «Если Россия хочет выжить, Путин обязан защитить ее от западных экономических институтов и обученных на Западе неолибералов».
МНЕНИЕ
В Беларуси - реальная экономика. Надо брать пример
- Вы говорили про пороки, от которых надо избавиться: учет фальшивого ВВП, спекуляции на рынке… Что еще?
- Помните, как Запад ополчился против Путина из-за предложения о переходе на взаиморасчеты в национальной валюте в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, БРИКС и ШОС? Потому что возникла угроза главному каналу доходов США.
Нужна новая валютная система, так как нынешняя работает на Запад. И все упомянутые выше союзы могли бы стать как бы тренировочными полигонами для выработки новой финансовой системы, ее авангардом. В этих же рамках вполне можно переходить к новым методам измерения социально-экономической динамики.
- Вы имеете в виду систему на основе рубля?
- Здесь нельзя делать какую-то реальную валюту, чтобы она, как доллар, ходила мерой. Нужен некий измеритель - валюта, которая не должна быть в обращении. Как переводной рубль в странах СЭВ. Или евро в первые годы его существования, когда он еще был условной денежной единицей и не вводился в обращение. Потому что как только евро ввели в обращение, его моментально стали накапливать, спекулировать.
Переводной рубль был необратимой валютой, но каждая страна устанавливала себе свой курс сама. Нравится ей - она везде совершает расчеты через него. Если с какой-то страной ей выгоднее торговать напрямую с помощью национальных денег - не вопрос.
То есть никакого посягательства на суверенитеты.
Не хотел бы расхваливать советский опыт, так как он у многих аллергию вызывает. Но вот та же Беларусь сохранила много позитивного от СССР. У них реальная экономика, нет такого засилья фальшивого, мало спекуляций. Почему бы не взять это на вооружение? Или, скажем, сельское хозяйство, которое там сохранили? У нас с ним паршиво - треть посевных площадей заросло бурьяном. Гайдар говорил, что фермеры накормят. А мелкое хозяйство - оно не товарное, оно натуральное, фермеры еле-еле себя обеспечивают. Чем крупнее хозяйство, тем оно высокорентабельнее.
ИНТЕГРАЦИЯ
Единым фронтом на мировом рынке
Какие плюсы дает объединение для наших стран в рамках Союзного государства и ЕАЭС.
- Как смотрите на Евразийский экономический союз? Ведь это же как раз некое возвращение структуры СССР?
- С большим оптимизмом и надеждой, так как это очень удачная форма. Я бы сказал, высшая форма интеграции, так как это уже международная структура, которая имеет прочные контакты с мировыми экономическими организациями. И в потенциале она может стать очень удачным плацдармом для наведения порядка на рыночных площадках. Именно отсюда должно пойти становление нового экономического порядка и новой финансово-экономической системы.
Что касается аналогий с СССР, то они не совсем уместны. Все-таки при Советах все директивы в республики спускались сверху, из Москвы, а тут все строится на демократической основе. В этом и новшество, и преимущество, и актуальность стратегии этого союза.
- Какие плюсы дает объединение для наших стран? И можно ли в рамках Союзного государства и ЕАЭС, с одной стороны, сохранить национальные особенности экономики, а с другой, использовать эффект синергии?
- Что касается плюсов, любая интеграция, тем более действенная, всегда взаимовыгодна. Особенно, если она развивается постепенно. У нас ведь огромное преимущество перед тем же Евросоюзом именно в том, что объединение идет поступательно, аккуратно. Вот создали Союзное государство и дальше набираем темпы - постепенно и очень продуманно.
Еще один очевидный плюс в том, что наши страны могут выступать единым фронтом на мировом рынке. Ведь выходить туда группой выгоднее, это ясно. И тут еще надо учесть, что в рамках ЕАЭС идет международное разделение труда, формируется некая специализация на уровне отдельных государств.
Зачем все производить в рамках каждой страны, если одна страна сильна в создании одних продуктов, а другая - в создании других? Проще и выгоднее каждому делать свое большими тиражами - на всех. Например, Беларусь снабжала весь соцлагерь своими автокарами, а хорошие легковушки были в Чехословакии, и чехи делали их большим тиражом для всего СЭВа. Так что тут вам налицо и национальная специфика, которая сохраняется именно благодаря специализации, и взаимовыгодное сотрудничество.