БЕЛАГРО-2016: Лучшие контракты заключали с Россией
В этом году масштабную сельскохозяйственную выставку «Белагро» решили провести вместе с форумом. Не прогадали - подписаны десятки выгодных соглашений
ВСЕМ НА УДИВЛЕНИЕ
Огромная экспозиция расположилась на территории закрытого аэропорта «Минск-1». Ее усилили промышленными и инновационными товарами. Здесь собрались 535 компаний из 23 стран мира. Рядом с тракторами красовались жеребцы-чемпионы и быки-рекордсмены, а поодаль возвышались всемогущие «БелАЗы».
Несмотря на размах действа, обстановка была непринужденная. Массовые гуляния, песни, танцы и детский смех создавали ощущение народного праздника. Желающие могли попробовать уху рыбных хозяйств или огромные порции шашлыка под крепкий белорусский квас. На этом фоне и чиновники старались быть ближе к народу.
Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту заинтересовал электробус «Белкоммунмаша»:
- Это новое слово в этом виде транспорта. Использование электрической энергии в транспорте для Беларуси перспективно. Особенно с завершением строительства АЭС, когда будет избыток электроэнергии.
- Что удивило? Картофелеуборочный комбайн, - журналист «СВ» встретил губернатора Брянской области Александра Богомаза. - Он ничем не уступает немецкому, но стоит вполовину дешевле.
ГОЛОДНЫМИ НЕ ОСТАВИМ
- За восемь лет мы произвели сельхозтехники на 23,7 миллиарда долларов, на 7,9 миллиарда переоснастили собственные хозяйства, более двух третей ушло на экспорт. Плохую технику на десятки миллиардов не продашь. А мы ее поставляем более чем
60 странам мира, - рассказал заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко.
Беларусь полностью решила вопрос продовольственной безопасности. В прошлом году на экспорте мясо-молочной продукции страна заработала шесть миллиардов долларов.
- Жесткая конкуренция на внешних рынках требует от аграриев мобилизоваться, - добавил министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц. - Настало время сближать экономики наших стран, чтобы с конечным продуктом выходить на рынки третьих стран.
Россияне подобные инициативы приветствовали. Недаром развернули здесь ряд крупных стендов. Один и них - от Ивановской области.
- У нас производство замкнутого цикла - от зернышка до булки хлеба. Свое животноводство - мясное, молочное, - сказал представитель группы компаний «РИАТ» Павел Михасев. - У белорусов есть чему поучиться. Они используют каждый клочок земли, виден хозяйский подход.
Тем временем в продовольственном павильоне активно заключали контракты. Компания «Бабушкина крынка» из Могилева подписала соглашение на поставку своей продукции с российским оптовиком «Чизмаркет» на четыреста миллионов рублей.
- И это только один из наших договоров! - потирал руки директор компании Игорь Конончук.
Новейшая разработка трактора "Беларус"
ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР
БЕЗ КООПЕРАЦИИ НИКАК
Хвалить белорусскую продукцию - поминать добрым словом соседей. Ведь многое производится из российских материалов и компонентов.
Возле стенда с новенькими тракторами «Беларус» встретили губернатора Орловской области Вадима Потомского, который по-хозяйски приценивался.
- Во время уборки урожая наши производители вынуждены нанимать в других регионах около 250 комбайнов. Чтобы не брать машины у соседей, мы хотим создать свою машинно-тракторную станцию, В том числе из таких «Беларусов», - рассказал «СВ» Вадим Потомский.
О тракторах мы расспросили начальника конструкторского бюро «МТЗ» Василия Гнедчика. Он рассказал, что новые правила ЕАЭС подняли планку качества продукции.
- В нашем «Беларусе» много российских комплектующих, - сказал инженер. - Кооперация эта сложилась давно - со времен СССР. В Беларуси нет своего полномасштабного металлургического производства, Россия - стратегический партнер. Кроме того, это очень важный для нас рынок сбыта, поскольку у соседей многоплановое сельское хозяйство и используются тракторы самой разной мощности.
За комбайнами возвышался исполин «БелАЗ-75581» грузоподъемностью 90 тонн. На нем гордый баннер: «Совместный продукт белорусско-российского производства».
- В нем стоит электротрансмиссия производства петербургского завода «Силовые машины», это двадцать процентов от стоимости, - пояснил генконструктор «БелАЗа» Алексанр Егоров. - Никто больше в мире таких маленьких самосвалов с электротрансмиссией не выпускает. У конкурентов она гидромеханическая. Основные рынки сбыта - Россия, Босния, ЮАР, Казахстан. Конечно, в связи с кризисом продажи снизились, но есть и стабильные партнеры. В Новокузнецке проходит большая горная выставка. Делегация наших специалистов выехала на Кузбасс. Ожидаем контрактов на поставку не меньше сотни большегрузов в этом году.
Внезапно навстречу выкатился военный робот на гусеницах с рукой-манипулятором. Уж его-то на сельскохозяйственной выставке меньше всего ожидаешь увидеть. Особенно в компании с боевыми беспилотниками. Но стенд Государственного военно-промышленного комитета республики также присутствовал на «Белагро».
- Представляем различные приборы, которые можно ставить на бронемашины и танки, - рассказал начальник отдела внешнеэкономических связей компании «Пеленг» Константин Лукасевич. - Наши прицелы используются для модернизации танка Т-72. Они поставляются в рамках государственного оборонного заказа РФ. Белорусский военпром достаточно эффективно модернизирует старую технику. Но для полноценной модернизации необходим ряд датчиков, выпускаемых в России, поэтому без настоящей союзной кооперации нам не обойтись.
ПРАГМАТИЧНЫЙ ПОДХОД
НЕ КОНКУРИРОВАТЬ, А ДОПОЛНЯТЬ ДРУГ ДРУГА
Чиновники и эксперты двух стран на встречах в рамках секций по торговым связям и промышленности делились рецептами диверсификации экономики.
Беларусь поддерживает прямые торгово-экономические отношения с 80 регионами России, в том числе с 66 регионами - на основании заключенных соглашений о долгосрочном сотрудничестве. В 2015 году крупнейшими партнерами Беларуси были Московская, Смоленская, Брянская, Нижегородская, Тюменская и Ленинградская области, Москва и Санкт-Петербург, Татарстан. В различных формах кооперации с российскими предприятиями задействовано около половины белорусских промышленных организаций.
Первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский заявил, что госорганы и парламентарии двух стран должны проработать вопрос о координации импортозамещения.
- Если правовой элемент будет преодолен, то эффективность наших совместных проектов значительно возрастет. Решение вопроса импортозамещения в Союзном государстве станет большим прорывом, - уверен Свидерский.
Заместитель министра промышленности и торговли России Александр Морозов сообщил, что его ведомство совместно с Минпромом Беларуси будет реализовывать пилотный проект по формированию до 2025 года баланса поставок сельхозтехники.
- Российские аграрии говорят о том, что им нужно обновить парк, основу которого составляют тракторы и комбайны. Формируется детальный график поставок, где каждый из российских регионов информирует о потребностях, - пояснил Александр Морозов.
Чиновник также заявил, что разрозненность промышленных предприятий Беларуси и России делает их менее конкурентоспособными.
- Когда речь идет о производителях тяжелых грузовиков «КамАЗ» и «МАЗ», то одно дело, когда это один производитель с удвоенным объемом выпуска, другое - когда мы разделяем объемы производства. Необходимо подумать над объединением усилий, - уверен Александр Морозов.
По итогам встреч было заключено несколько соглашений между компаниями двух стран. Так, «Могилевлифтмаш» подписал договоры с «МЛМ Невский лифт» (Санкт-Петербург) и «Нижегородлифтмаш». Контракт на поставку продукции заключили «Минский моторный завод» и курский «Электроагрегат» и др.