На таком автобусе нас не догонят!
МАЗ и в кризис успешно продает автобусы в Россию, занимая на рынке соседей одну из лидирующих позиций
РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ - НАШЕ ВСЕ
Минскую технику без преувеличения можно назвать белорусско-российской. Больше 250 предприятий России поставляют на МАЗ свою продукцию: двигатели, радиаторы, газовые системы, сырье и т.д. Двигатели Ярославского моторного завода - основа для грузовиков - в скором времени будут серийно применяться и для автобусов.
- Россия - основной торгово-экономический партнер завода, - говорит заместитель начальника управления маркетинга МАЗа Олег Журавлев.
Самые популярные модели - «МАЗ-206» и «МАЗ-226». За последние шесть лет регионы закупили две тысячи таких машин. Только для Олимпиады в Сочи пригнали 255 автобусов, полностью заменив старый автопарк.
«ИНОСТРАНЦЫ» НЕ ВЫДЕРЖАЛИ
У техники завода вместо красивых имен - цифры. Автобус «МАЗ» и его порядковый номер: 103, 206, 215, 251... Белорусской торговой марке лишние слова ни к чему, она уже давно завоевала признание пассажиров.
Выпускать автобусы начали в 1992 году - перед заводом-гигантом стояла задача обновить потрепанный автобусный парк республики. Заключили договор с немецким «Неопланом». Но первые пять «иностранцев» колесили по столичным дорогам недолго - не выдержали белорусской погоды, большого количества пассажиров и плохих дорог.
В 1993-м собрали первый отечественный автобус - «МАЗ-101», по виду брат-близнец заграничного. После трехлетней шлифовки он трансформировался в надежный «МАЗ-103».
Сегодня на заводе выпускают полтора десятка современных автобусов: городские, пригородные, туристические, аэродромные, междугородние.
- На финальной стадии дизельный «Евро-6», - рассказывает Олег Журавлев. - Такие автобусы создаются в странах ЕС и соответствуют самым высоким экологическим требованиям.
Машины можно «заточить» под любой климат. Для северных районов делают специальную систему отопления и теплоизоляции салона, двойной пол, окна поменьше. Для южных - усиленную систему вентиляции и сдвижные форточки.
- Мы создаем не только пассажирскую, но и грузовую технику с новой более комфортабельной кабиной, усовершенствованной тормозной системой. В кабине на 7-дюймовом дисплее отражается вся внутренняя жизнь машины, а также подсказки водителю, когда и что нужно подкрутить.
Горожане особо полюбили низкопольные автобусы. На входе нет ступенек, что облегчает жизнь мамам с колясками, маломобильным пассажирам, пожилым людям. Прокатиться за раз могут больше ста человек.
Новинка - газовый автобус большого класса «МАЗ-103965». Он создан на базе 103-й модели, поэтому обыватель вряд ли увидел разницу. Главное, что внутри спрятан двигатель Mercedes пятого экологического стандарта, работающий на метане. Мощный, с низким шумовым порогом, он получил статус лучшего городского автобуса на международном фестивале «Мир автобусов-2015».
ШКОЛЬНЫЙ ТОВАРИЩ
На учебу и домой белорусские школьники на селе добираются быстро и с комфортом. Три года назад в стране создали уникальный проект «Школьный автобус».
«Желтенькие» со специальной планировкой салона колесят по проселочным дорогам. Места возле прохода оснащены подлокотниками, на всех сиденьях - ремни безопасности. Предусмотрено и место для сопровождающего, с которого хорошо просматривается весь салон. Есть и громкоговоритель, чтобы водитель мог делать объявления ребятам на улице. Ограничена только скорость -
60 км/час.
На автобусах для российских школьников пишут: «Дети». А на его белорусском собрате «Школьный».