Все к станку!
Россия и Беларусь будут совместными усилиями развивать промышленность
Без хороших станков промышленность не поднять, а уж тем более ни о каком импортозамещении речи идти не может. После распада СССР выпуск высокоточного оборудования стремительно снижался. За последние 25 лет объемы производства в России упали почти в двадцать раз. Но свято место пусто не бывает, отхватить свой лакомый кусок пирога на рынок бывших союзных республик кинулись иностранцы. И если в Беларуси ситуация полегче, в России экспансия развернулась в полную силу.
- Рынок станкостроения в 2015 году оценивался приблизительно в сто миллиардов рублей, доля импорта оценивалась почти в восемьдесят процентов, - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на недавнем заседании президиума Совета по модернизации экономики.
Промышленники жалуются, что импортные станки жутко дорогие, а существующие неумолимо устаревают. На некоторых предприятиях износ доходит до восьмидесяти процентов.
МИНИ-ЗАВОДЫ
Неужели в один день все наши заводы встанут из-за ветхости?
- Сейчас появились современные обрабатывающие центры, которые заменяют десятки и сотни устаревших станков, что позволяет быстро и безболезненно модернизировать производство. Огромный цех, где раньше стояло, условно говоря, двести станков и работали восемьсот человек в три смены, сейчас можно заменить десятком станков, с обслуживанием которых могут справиться около сорока человек. По сути, современный станок - это маленький завод, - объясняет сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев.
- Основную динамику продаж в прошлом году показали станки с цифровым программным обеспечением. Рост около шестидесяти процентов. Это говорит о том, что мы переходим от традиционных «трудяг» с простыми функциями к достаточно сложным обрабатывающим центрам, - прокомментировал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
За последние годы мировая отрасль сделала огромный рывок вперед. Простейшие механизмы без программного управления уже никому не нужны. Всем подавай пятикоординатные обрабатывающие системы, высокоточные станки пятого поколения. Токари и фрезеровщики превратились в программистов, конструкторов, технологов в одном лице. На таких машинах работать одно удовольствие, все процессы управляются компьютером. Нужны только специалисты. И хороший софт. А вот его-то, к сожалению, мы пока покупаем за границей.
- Нужно стараться укомплектовывать станки, которые мы производим, собственным программным продуктом, - поставил задачу перед промышленниками премьер-министр Дмитрий Медведев.
УСПЕЛИ ДО САНКЦИЙ
Ренессансом станкостроения в России считается 2011 год. Еще тогда, до всяких санкций, стало ясно: оборонщикам рассчитывать на импортные машины не стоит.
Поэтому правительство быстро приняло программу «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности». В нее включили беспрецедентный комплекс мер: деньги выделили на научные разработки, изготовление опытных образцов, создание производств. Благодаря этому удалось сохранить заводы в Стерлитамаке, Рязани, Иванове, Краснодаре, Тверской области, Санкт-Петербурге.
В 2013 году правительство РФ объявило о создании станкокластеров в Свердловской, Ульяновской, Ростовской областях и Республике Татарстан. А уже год спустя США и Европа запретили экспорт в нашу страну станков, обеспечивающих производство вооружений, космических и летательных аппаратов, судов и другой наукоемкой и стратегически важной продукции.
Сегодня производители станков Союзного государства получили уникальную возможность
увеличить долю на рынке. К примеру, программа технического перевооружения оборонно-промышленного комплекса построена так, что закупки станков будут расти в ближайшие четыре-пять лет лавинообразно. По словам президента «Станкоинструмента» Георгия Самодурова, эта программа - локомотив, который вытянет отрасль.
Пока же в этом году государство выделило из федерального бюджета на поддержку 2,7 миллиарда рублей (в 2015 году было полтора миллиарда). Из них половина пойдет на проекты по созданию производств, остальные - на модернизацию «старых» предприятий и научно-исследовательские работы.
Японцы и китайцы охотились за техникой made in USSR
- В 1970 году на заводе в Коломне построили карусельный универсальный станок КУ299. На его гигантской планшайбе могли размещаться детали диаметром до двадцати метров и весом до 560 тонн. Он стал самым сложным из когда-либо проданных Советским Союзом за границу. Покупателем стала японская компания Hitachi, ничего лучше в мире для обработки сверхкрупных деталей (в основном для нужд энергетики) специалисты из Страны восходящего солнца не нашли.
- Еще более крупный станок КУ466 изготовили коломенцы для волгодонского «Атоммаша». Обрабатываемая деталь может иметь высоту до пяти метров, диаметр заготовки - до 22 метров, а вес - до трехсот тонн. К сожалению, его в итоге продали в Китай, где он успешно работает.
- В Беларуси отрасль развивается стабильно. Производители предлагают более широкую номенклатуру продукции по довольно низкой цене, - говорится в аналитическом отчете Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии.
Сегодня белорусское станкостроение вышло на советский уровень загрузки производства - более семидесяти процентов. Отрасль включает порядка сорока государственных и негосударственных предприятий.
Флагманом считается холдинг «Белстанкоинструмент», куда входят заводы и конструкторские бюро. Ежегодно осваивается производство больше двадцати видов новых современных металлорежущих станков. Без белорусского опыта России не обойтись, именно поэтому в апреле этого года страны создали совместную инжиниринговую компанию.
- Сейчас проводим инвентаризацию предприятий Союзного государства. Это необходимо, чтобы построить общую стратегию. Нам важно понять, какие компетенции развивать, чтобы не вкладывать средства в одинаковые предприятия на территории обеих стран. При этом не исключается и участие иностранных партнеров при их заинтересованности. Говорить о конкретных объемах инвестиций пока рано, - рассказал первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь Геннадий Свидерский.
В Минпромторге РФ отмечают, что объединение придаст дополнительный импульс развитию единой научно-технической и производственной базы. В кооперации будут участвовать российский Фонд развития промышленности, «Группа Стан», МГТУ «Станкин». С белорусской стороны - холдинг «Белстанкоинструмент» и Минский электротехнический завод имени Козлова.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В апреле во время посещения орловского предприятия «Дормаш» Геннадий Свидерский сообщил о планах наладить кооперационное взаимодействие завода с белорусским «Амкодором».
Фото: Олег Смыслов\ РИА Новости