У нас есть чему поучиться. Даже супердержавам
О главных интеграционных тенденциях на постсоветском пространстве и в мире мы беседуем с советником Госсекретаря СГ Рашадом Курбановым
- В АТЭС состоят США, Россия и Китай. Не много ли супердержав для одного объединения?
- Подобные межрегиональные проекты очень важны - прежде всего с точки зрения решения общих глобальных проблем. Три великие державы должны иметь свои площадки для переговоров.
- Можно ли сравнить Канадско-американское соглашение о свободной торговле (CUSFTA, предшествовавшее NAFTA) с Союзным государством, ведь у американцев и канадцев тоже много общего?
- Сравнить можно, но при этом мы выявим больше различий. Ошибочно считать, что общность двух народов ведет к схожим моделям их интеграционного развития. CUSFTA - это соглашение о зоне свободной торговли, СГ - союз с широким спектром задач. Вместе с тем США и Канада тоже развивают военно-политическое сотрудничество, но в рамках таких организаций, как Командование воздушно-космической обороны Северной Америки и др.
- Готовится соглашение ЕС и США о трансатлантическом партнерстве. Что это за проект?
- По сути, это часть более глобального плана по созданию Трансатлантического союза, который предполагает углубление и расширение сотрудничества между США, Канадой и ЕС, в том числе в сфере парламентского и экономического сотрудничества. Он подразумевает возможность создания Трансатлантической законодательной ассамблеи и Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП).
Первоначально этот проект назывался TAFTA (Transatlantic Free Trade Area) и имел в качестве прототипа соглашение NAFTA (North Atlantic Free Trade Area), где участвуют США, Канада и Мексика. В 1998 году государствам Европы удалось частично блокировать американские требования по либерализации взаимной торговли. Однако уже в 2008 году Европейский парламент выступил за углубление сотрудничества между ЕС и США, а в 2013 году поддержал проект трансатлантической зоны свободной торговли. Мандат на ведение переговоров был передан Еврокомиссии.
ТТИП необходимо рассматривать совместно с такими инициативами, как Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и подготовка Соглашения о торговле услугами (ТИСА). Эти три основополагающих документа отражают евроатлантическую стратегию.
- Что это за системы?
- ТТП - это проект создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Организация должна стать альтернативой проектам АСЕАН и АТЭС в целях противостояния растущему влиянию Китая и России в регионе. ТИСА - планируемое торговое соглашение между 23 сторонами. Целью соглашения является либерализация в сфере банковских услуг, здравоохранения и транспорта.
Клубы для гигантов
- Не угрожают ли новые структуры нашим интересам?
- Создание этих партнерств может повлечь для России весьма серьезные последствия, поскольку они охватывают огромную сферу взаимоотношений. Это потребует в дальнейшем сближения правовых норм США и других участников во многих областях, выработку единых правил, выгодных для США и других участников этого процесса, но не для евразийских стран. Эти инициативы можно расценивать и как усиление конкуренции в реализации крупномасштабных интеграционных проектов, и как ответ на возникновение БРИКС и ШОС. Это создаст нам определенные проблемы, но мы должны продолжать отстаивать свои интересы.
- Как, по вашему прогнозу, будет развиваться ШОС?
- ШОС, как и БРИКС, находится в числе наиболее перспективных развивающихся интеграционных проектов, страны-члены которых реально заинтересованы в достижении поставленных целей. К деятельности ШОС проявляют интерес Иран, Монголия, АСЕАН и ЕС. Желание присоединиться в качестве наблюдателей выразили еще ряд стран, причем их география весьма обширна - от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока.
По мнению экспертов, вхождение в состав ШОС Индии и Пакистана, процедуре которого был дан старт в июле 2015 года на саммите в Уфе, может изменить геополитический баланс во всем мире. ШОС будет способствовать формированию новой глобальной архитектуры.
- А что будет с БРИКС?
- Несмотря на отсутствие у БРИКС статуса международной региональной организации, ее формат позволяет пяти странам реализовывать ряд важных международных инициатив. При этом ежегодно расширяются и конкретизируются цели и направления сотрудничества. За свою непродолжительную историю саммит БРИКС занял довольно весомые позиции в мировом сообществе и в дальнейшем будет только укреплять их.
Опыт союзного государства незаменим
Союзное государство - один из «продвинутых» примеров интеграции.
- Чем Евросоюз отличается от ЕАЭС? Возможна ли их интеграция?
- Их различия - в целях. Задачи ЕАЭС заключаются в кооперации и повышении конкурентоспособности национальных экономик, создании условий для роста жизненного уровня населения. Интеграция же европейских стран в рамках ЕС охватывает все сферы общественной жизни.
В октябре 2010 года в Довиле на встрече лидеров России, Германии и Франции президент Николя Саркози высказал идею возможного объединения России и ЕС в единое экономическое пространство без виз и с общей системой безопасности. Эту идею поддержал Президент России Владимир Путин, об этом говорил и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
- Единое поле от Лиссабона до Владивостока пока видится утопией...
- Ничего невозможного нет. Если поставить четкую цель и приложить необходимые усилия, то результат будет гарантирован. ЕАЭС открыт для диалога со всеми и вполне может стать частью проекта так называемой Большой Европы. Однако его реализация возможна только в долгосрочной перспективе при выстраивании равноправных отношений. Наши евроатлантические партнеры должны признать, что переход к многополярности, формирование евразийского полюса на мировой арене уже является неоспоримым фактом.
Здесь хотелось бы сослаться на слова академика РАН Юрия Толстого: «Мир не был и никогда не будет однополярным, и любые попытки стричь все страны и континенты под одну гребенку, не считаясь с их многовековыми традициями, укоренившейся религией, сложившимся экономическим и политическим укладом, обречены на провал».
- ЕАЭС нужно привлекать новых членов?
- На данном этапе не следует с этим торопиться. Усилия следует направить на развитие интеграционных процессов в рамках уже существующей структуры. При этом надо понимать, что сотрудничество государств-участников в экономической сфере обязательно приведет к необходимости развивать социальную составляющую. Кстати, здесь опять же незаменим опыт Союзного государства.
- В чем особенности Союза Беларуси и России от других объединений?
- В мире функционирует порядка 150 региональных структур - в двух словах сказать сложно. У россиян и белорусов общее историческое прошлое, культурная и языковая близость, а также прочные кооперационные связи между предприятиями. Союзное государство - один из удачных, «продвинутых» примеров интеграции.
В рамках СГ с самого создания сторонами проведена колоссальная работа по принятию нормативных актов в целях обеспечения равных прав граждан. Есть свой бюджет и союзные программы. Военная доктрина СГ позволяет говорить о наличии единого военно-политического пространства. Другим объединениям на планете есть чему поучиться у нашего Союза.
Досье «СВ»
Рашад Курбанов родился в 1966 году в Баку. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Заведующий центром правовых проблем интеграции и международного сотрудничества Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Заведующий кафедрой гражданского права и процесса РЭУ имени Плеханова. Заместитель председателя Комиссии по правовым аспектам СГ и ЕАЭС Ассоциации юристов России и Белорусского республиканского Союза юристов. Член Федерального центра Ассоциации юристов России. Главный редактор журнала «Экономика, право, общество».