Кризис без «шоковой терапии»
Непростая экономическая ситуация требует от руководства республики новой стратегии
Негативная внешнеэкономическая конъюнктура - санкционные барьеры, падение цен на нефть и девальвация российского рубля - и низкая эффективность работы в целом ряде отраслей госсектора экономики к концу прошлого года не оставили Беларуси выбора. Экономика нуждается в реформах.
Политические договоренности на высшем уровне отчасти смягчают их. Решен вопрос выделения стабилизационного кредита со стороны интеграционных институтов, который обсуждался между президентами Беларуси и России во время недавних встреч. Снижена цена на российский газ, номинированная в долларах США. Сняты и другие актуальные для Минска вопросы.
Но очевидно, что на одних лишь договоренностях, без глубоких изменений в самой белорусской экономике, позитивных результатов не достичь. Активная дискуссия о белорусских экономических реформах содержит разные точки зрения и предложения: от ультралиберальных до «военно-коммунистических». Но недавно обозначилась и государственная позиция: сочетание мобилизационных мер с новыми подходами по поддержке экспорта и развития малого и среднего бизнеса.
Ставка на деловых людей
Структурная перестройка экономики без ускоренного развития малого и среднего бизнеса успешной не будет. Но и одни «малыши» без государственного внимания ситуацию не вытянут. Отсюда конкретные меры по развитию частного предпринимательства, заложенные в соответствующую профильную программу, утвержденную Советом Министров, и в программу «Экспорт Беларуси», подготовленную Министерством иностранных дел.
Несмотря на акции некоторых предпринимателей, подогреваемые оппозицией, белорусское руководство не пошло у них на поводу. Вопрос о сертификации продукции, произведенной за пределами Евразийского экономического союза, - принципиальный. Здесь власть твердо стоит на своем. Национальный бизнес (впрочем, как и государственный сектор) должен быть конкурентоспособным в условиях игры по международным признанным правилам. Хаос серого рынка остался в прошлом.
На предпринимателей ложится бремя обеспечения соответствия требованиям международных и национальных нормативных актов. Вот тут государство должно поддержать малый и средний бизнес в части экспорта, на стадии раскрутки и т.д.
Доля белорусского малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости к 2020 году должна возрасти до 32%, а количество занятых в этом секторе - до 35% от числа занятых. Кроме того, расширенное вовлечение малого и среднего бизнеса в экспортную деятельность, по мнению главы МИД Беларуси Владимира Макея, может дать значительный экономический эффект. Предприниматели будут приглашены в межведомственный совет по внешнеторговой политике. Белорусские власти намерены улучшить позиции страны в рейтинге «Ведение бизнеса».
От соцобязательств не откажутся
Несмотря на сложность ситуации, белорусское руководство отказалось от «шоковой терапии», когда реформы предполагают «свободное плавание» государственных предприятий или переход в руки частных инвесторов. Взамен взят курс на снижение себестоимости продукции госпредприятий на 25%, урезание капитальных расходов, сокращение затрат на госаппарат. Государство стремится оптимизировать затраты с тем, чтобы не лишить огромную массу населения рабочих мест.
Президентским указом предусмотрены меры социальной защиты в отношении не только уязвимых слоев населения (молодежь, многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т. д.), но и тех, кто может потерять работу или попадет в трудную жизненную ситуацию. На поддержку, включая безналичные жилищные субсидии, в текущем году будет выделено 10,8 трлн. рублей. Кроме того, будут приниматься меры по сдерживанию роста цен.
Программа белорусского руководства осторожная и реалистичная - в условиях кризиса она не является той либеральной «дорожной картой», которую ждут некоторые экономисты. Время покажет, окажется ли она успешной и не «испортят» ли ее исполнители. Как говорил один известный полководец, лучше принять неправильное решение, чем не принимать никакого.
БЕЛТА
Экспортный центр экономического союза
Важное место в стратегии «антикризисного реформирования» занимает использование международного потенциала сотрудничества. Это и скорейшее вступление в ВТО - с учетом интересов национальной экономики, и максимальное использование евразийской интеграции.
Беларусь будет продвигать идею снятия барьеров, ограничений и изъятий в торговле. В первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автоперевозок и других чувствительных позиций в рамках ЕАЭС. Будет держать курс на обеспечение равных условий для товаров и услуг стран ЕАЭС при разработке и реализации программ импортозамещения и стимулирования экспорта. В переговорной повестке Минска с партнерами по ЕАЭС - скорейший переход к согласованной промышленной политике. Беларусь намерена и дальше позиционировать себя как экспортный центр экономического союза.
Важное место в стратегии занимает интеграционный проект Экономического пояса Шелкового пути. Соответствующие положения содержатся как в президентском указе № 78, так и в программе поддержки экспорта. По мнению разработчиков, китайскую инициативу необходимо использовать для модернизации и расширения транспортно-логистической системы и обеспечения не менее 1,5 миллиардов долларов экспорта в Китай, создания благоприятных условий для организации транзитных контейнерных перевозок в сообщении Китай - ЕС - Китай.