Альтернативы евразийскому союзу нет
В конце прошлой недели в Казахстане состоялись саммит глав государств Содружества и заседание Высшего Евразийского экономического совета. Как будет дальше, по мнению экспертов, развиваться СНГ, какие проблемы придется решить сообща?
- Что стало центральным событием саммита?
- Главной стала тема коллективной безопасности. Экономические проблемы широко обсуждались, однако угроза «Исламского государства» затмила все. За полгода в мире произошли такие изменения, что мы просто вынуждены пересматривать концепции национальной безопасности и внешней политики.
Раньше для России на первом месте стояли отношения с Европой как с крупнейшим торговым партнером, потом шли страны СНГ, Китай и другие. У США все построено по другому принципу - на первом месте стоят национальные угрозы и все действия выстраиваются под них.
Россия сейчас тоже подходит к этой концепции. Теперь она все громче заявляет о своих интересах и национальной безопасности. И страны СНГ ее в этом поддерживают. Недавно Владимир Путин в ООН говорил о становлении многополярного мира. Фактически гегемония США заканчивается, и страны планеты переходят в новую реальность.
- Угроза ИГ может еще больше подтолкнуть страны СНГ друг к другу?
- «Исламское государство» беспокоит все страны региона. Конечно, мы должны объединяться против этой угрозы - наши южные границы выходят к очагу конфликта. ЕАЭС - это союз экономический, но без политической составляющей он никогда бы не состоялся. Думаю, политика и дальше будет определять его контуры.
- Таджикистан должен был вступить в ЕАЭС после Киргизстана. Почему он еще вне союза?
ЕАЭС - это союз экономических, но без политической составляющей он никогда бы не состоялся
- Там большие сложности в экономике и напряженная ситуация в связи с активностью боевиков на севере Афганистана.
Если мы хотим построить успешный экономический союз, то, конечно, нужно приглашать в него все страны СНГ. Вместе выживать проще.
Кстати, Петр Порошенко 9 октября прилетал к Нурсултану Назарбаеву за экономической поддержкой. Украина пытается игнорировать СНГ, но всем понятно, что альтернативы нет, мы - соседи.
- Нужны ли нам такие же мощные наднациональные структуры, как в Евросоюзе?
- Их создание я считаю преждевременным. Пока деятельность Евразийской экономической комиссии вполне соответствует текущему уровню интеграции. Это касается и введения единой валюты - пока она нам не нужна. Даже в ЕС далеко не все страны перешли на евро. Но нам нужно думать, как соскочить с «долларовой иглы». Странно, что в центре Евразии мы рассчитываемся заокеанской валютой. О дедолларизации также шла речь на саммите. Все согласны, что во взаимных расчетах нужно чаще использовать национальные валюты.
- Есть мнение, что когда уйдут нынешние харизматичные лидеры СНГ, с ними уйдет и идея интеграции...
- Хотел бы поздравить Александра Лукашенко с переизбранием на пост президента. Нурсултан Назарбаев также недавно смог переизбраться. Думаю, и Владимир Путин продолжит работу после 2018 года. То есть впереди у нас есть как минимум лет пять для спокойного развития Евразийского союза.
- А что потом?
- Думаю, все будет только развиваться, потому что альтернатив нет, мы нужны друг другу. Беларусь и Казахстан не имеют общей границы, но вы посмотрите, как вырос их товарооборот с запуском ЕАЭС, создаются совместные производства, прорабатываются маршруты Нового Шелкового пути из Китая в Европу. Так что я смотрю в будущее со здоровым оптимизмом.
Есть мнение
Хватит гнать сырье!
Елена КУЗЬМИНА, заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН:
- В первые годы своего существования ЕАЭС значительно увеличил внутренние торговые потоки, но, похоже, этот ресурс исчерпал себя. Теперь мы должны перейти к следующей стадии - создавать совместные высокотехнологичные производства, выстраивать сложные цепочки по выпуску конкурентоспособных в мире товаров.
Мне нравится казахстанская программа форсированного развития промышленности. Сейчас все понимают, что нам нужно уходить от сырьевых экономик. При этом мы должны согласовывать промышленную политику внутри ЕАЭС, чтобы не создавать дублирующих производств.
Бег с препятствиями
Галым БАЙТУК, казахстанский политолог:
- Я считаю, что ЕАЭС еще не исчерпал своего потенциала по увеличению внутренних торговых потоков. Несмотря на наличие единого экономического пространства, у нас еще есть проблемы.
Например, казахстанцам не так-то просто развивать свой бизнес в России. ЕАЭС пропагандирует снятие всех барьеров, но их еще много. Возможно, нам нужен евразийский бизнесомбудсмен или некий орган при Евразийской экономической комиссии, который бы занимался проблемами малого и среднего бизнеса. Причем делал бы это оперативно. Тогда уровень доверия к ЕАЭС со стороны простых граждан будет расти.
Идея большой Евразии
Жумабек БУСУРМАНОВ, профессор Евразийского национального университета им. Льва Гумилева:
- Я думаю, есть недоработки и в идеологическом обеспечении ЕАЭС. Одной торговлей нам не обойтись. Сегодня мы все становимся свидетелями, как либерально-демократические учения Запада заходят в тупик. Страны могут выработать свои подходы к этой проблеме.
Недавно французские журналисты спросили Нурсултана Назарбаева про развитие демократии в нашей республике. Он ответил, что каждая страна имеет свой путь к ней. При всей любви к демократии мы не должны отказываться от своей истории, культуры, традиций, чтобы подвергнуться какой-то общей унификации. И это касается всех стран.
Есть идея - концепция Большой Евразии. Это уже континентальный союз будущего, куда могут войти страны Европы и Юго-Восточной Азии, в том числе Китай. По сути, это целый огромный мир с разными культурами. Нужно найти те духовные ценности, которые смогут объединить это пространство.
Нужны единые правила игры
Вадим Гигин, белорусский историк, политолог и публицист:
- Можно по-разному относиться к глобализации. К счастью или сожалению, она неизбежна. Евразийский союз не может замкнуться в рамках трех-пяти государств. Если мы хотим, чтобы он был привлекательным для инвесторов, бизнесменов, чтобы была привлекательна та продукция, которую мы производим, мы должны работать по универсальным правилам. Их мы и должны сформулировать.