Форум в Сочи-2015: локомотивом развития станут особые экономические зоны
Регионы уходят от простой купли-продажи к инвестиционным проектам
В России деятельность региональных и местных органов власти регламентируют Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» и госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Основные цели – переход государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, обеспечение обороны и безопасности и повышение уровня жизни населения.
И в России, и в Беларуси много внимания уделяется развитию промышленного комплекса в регионах. В России местные законы о промышленной политике появились в 90-е годы. Сегодня практически везде их приводят в соответствие с федеральными законами. Практикуется заключение соглашений о взаимодействии в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности между Министерством промышленности и торговли РФ и органами госвласти субъектов РФ. Уже заключено 63 таких соглашения. Ожидается подписание еще 9. Они способствуют координации усилий в сфере промышленной и торговой деятельности власти в центре и регионах.
Особые зоны инвестирования
Участники Второго форума регионов России и Беларуси говорили о том, что в России и в Беларуси уровень развития промышленности существенно различается. Это связано с неравномерностью обеспечения регионов природными ресурсами, инфраструктурными системами и рабочей силой. Выход один – эффективная региональная промышленная политика.
Для улучшения инвестиционного климата в обеих странах создаются особые экономические зоны, свободные экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития (ТОРы), индустриальные парки, технопарки, инновационные кластеры, программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
В России за 10 лет создано 31 ОЭЗ четырех типов. Наиболее успешные - в Татарстане, Липецкой, Томской, Московской и Самарской областях и в городах Москве и Санкт-Петербурге.
Локомотивом развития целого региона должны стать территории опережающего развития, например, на Дальнем Востоке и в монопрофильных муниципальных образованиях на 70 и 10 лет соответственно.
На выставке промышленной продукции регионов России и Беларуси, открывшейся 17 сентября в Сочи в рамках Второго форума регионов Росии и Беларуси
В Беларуси на модернизацию промышленности работают СЭЗ - свободные экономические зоны. Их 6: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Во всех зонах представлен российский капитал. С его участием в Беларуси производят современные энергосберегающие стройматериалы, средства промышленной автоматики, специальные высокоточные металлообрабатывающие станки и автоматические линии и т.д.
Ищем инновационные проекты
Важным элементом региональной промышленной политики двух стран стала интенсификация российско-белорусского сотрудничества в промышленности на региональном уровне. Стороны, отмечают эксперты, активно ищут производственные проекты, позволяющие развивать кооперационные связи и уходить от простой купли-продажи. В качестве примера выступает создание в Брянской области двух крупных российско-белорусских СП «Брянсксельмаш» и «Амкодор-Брянск». Они производят строительно-дорожную и сельхозтехнику, поставляемую почти в 50 регионов России, а также в Казахстан и другие страны ближнего зарубежья.
В Смоленской области более половины компаний с иностранными инвестициями – белорусские, представляющие Витебскую, Гомельскую и Могилевскую области. Самый крупный белорусский проект на Смоленщине – СП ОАО «Смолспецех», где делают узловую сборку тракторов «Беларус» и на их основе – строительной и коммунальной техники. К тому же это предприятие занимается реализацией продукции Минского тракторного завода.
В Курской области действует российско-белорусское сборочное производство троллейбусов из машинокомлектов ОАО «Белкоммунмаш» на базе МУП «Курскэлектротранс».
Но судя по настроению участников форума из разных регионов никто не хочет ставить на этом точку. Наоборот, есть стремление как можно шире и активнее развивать двустороннее сотрудничество.