«Нервы в экономике решают многое»
Что происходит сегодня на финансовых рынках, комментирует специально для «СВ» главный экономист компании «ПФ Капитал» Евгений НАДОРШИН.
- Не только наши, но и китайские, американские биржи падают. Все шло к этому или обвал неожиданный?
- Идет глобальный процесс бегства инвесторов в качественные активы. Они забирают деньги из развивающихся стран, продают акции и покупают облигации США и Европы. Уходят от рисков в надежные доллар, евро, фунт, швейцарский франк.
- Что их так испугало?
- Тревожные данные из Азии, в особенности из Китая. Процесс перемещения капитала в активы с меньшим риском ускорился во второй половине лета. Возможно, сейчас мы видим пик. А может, это продлится еще несколько недель. Все будет зависеть от тех действий, которые предпримут китайские финансовые власти. Рынок нервничает, и ему необходимо успокоительное.
- И нам бы не помешало.
- Нервы в экономике решают многое. Вот рубль в июне и июле обесценивался до 10% за месяц, но люди это почему-то не заметили. А девальвация в августе всех напугала.
Мы традиционно ждем в августе плохих новостей и остро на них реагируем. Инвесторы тоже люди, они поддаются панике, как все мы. И поэтому рубль может упасть еще ниже, как и фондовый рынок, например.
Падение цен на нефть также может продолжиться. Потому что в такой ситуации избавляются не только от активов развивающихся стран, но и от нефтяных активов. Сырье - это ставка на рост экономики. А сейчас есть риск, что рост экономики Китая будет замедляться.
КИТАЙСКАЯ ЗАПАДНЯ
- Беда пришла, откуда не ждали…
- Да, в Китае кризис. И мы пока не можем оценить его глубину. Фондовый рынок Китая от своего пикового значения (достигнуто в июне 2015 года) упал на 40%. Для здоровой экономики это нехарактерно.
На китайском рынке очень много локальных инвесторов и много спекулянтов, которые играли на биржах на заемные деньги. Это как в детской игре, где из башни нужно вытаскивать кирпичики и ставить их наверх; стоит неловко вытащить один из них - и рушится вся башня.
У инвесторов появились опасения по поводу состояния китайской экономики,еи кто-то начал продавать акции. Следом другие...
К тому же в Китае довольно развит теневой банковский бизнес. И самое тревожное, что мы пока не знаем точно масштабов распространения этих схем, а значит, и убытков.
- Но замедление экономики Китая началось не вчера…
- Но до этого снижение было плавным. А поставщики нефти в последние годы ориентировались как раз на Китай.
КУДА НЕФТЬ, ТУДА И МЫ
- Но не один же Китай определяет цены.
- Не один, но в большей степени, чем другие. В довесок к Китаю мы видим проблемы в экономике Бразилии, России, Японии, в ряде европейских стран. А добыча нефти росла и растет по всему миру. В США и Канаде с их сланцевой революцией, в Саудовской Аравии, России, Бразилии, Ливии, Иране, Ираке. Предложение на рынке нефти выросло сильно, а спрос - нет.
- Почему ничего в этой ситуации не делает ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти)?
- ОПЕК показала свою недееспособность еще в прошлом году. Организация так устроена, что им очень тяжело договариваться, вот они и не могут сейчас этого сделать. Цены на нефть упали, и страны увеличивают добычу, чтобы хоть как-то компенсировать падение доходов, чем еще больше давят на стоимость барреля.
- И как низко могут упасть нефтяные цены?
- В ближайшее время, я думаю, будут колебаться в диапазоне от 40 до 45 долларов. Возможно, на короткий срок мы увидим нефть дешевле 40, но ненадолго. При такой цене марки Brent добыча сланцевой нефти, возможно, станет малопривлекательной.
Уже с прошлого года стали закрываться «дорогие» инвестпроекты в нефтянке, этот процесс продолжится. Будет снижаться добыча на старых месторождениях. Через какое-то время сближение спроса и предложения улучшит ценовую конъюнктуру на рынке. Вопрос - сколько на это понадобится времени.
- И как ситуация может развиваться?
- В лучшем случае китайское правительство успокоит инвесторов, предотвратит пожар. В худшем - если кризис окажется неуправляемым, нынешние проблемы покажутся детским утренником. Нефтяные цены могут оказаться так низко, что и представлять не хочется. Этот риск есть, но он невысок.
«НЕРВЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕШАЮТ МНОГОЕ»Только ли из-за дешевой нефти обесценивается валюта стран Таможенного союза