- Насколько важен был интеграционный опыт России и Беларуси для создания ЕАЭС?
- Опыт российско-белорусской интеграции можно назвать самым продвинутым. И когда создавался Евразийский экономический союз, очень многое использовалось. Практически вся экономическая повестка ЕАЭС была в той или иной степени отработана в рамках Союзного государства, например унификация таможенных тарифов.
Союзное государство и сейчас во многих сферах - экономической, гуманитарной, социальной - является лидером и первопроходцем. В ЕАЭС мы берем и позитивный опыт, и имеем возможность не повторять какие-то неэффективные ситуации.
- Что с созданием ЕАЭС может измениться для Союзного государства и каковы его интеграционные перспективы?
- В рамках Евразийского экономического союза у нас есть возможность осуществлять разноскоростную интеграцию. И по ряду интеграционных направлений Россия и Беларусь идут быстрее, чем остальные государства, например, с 1 января 2015 года открыли друг для друга строительный рынок. И сделали это именно в формате Евразийского экономического союза.
Но мне кажется очень важным, чтобы Союзное государство развивалось прежде всего в тех сферах, которые ЕАЭС пока не охватывает. Это образование, наука, технологии, внешняя политика и многое другое. Далеко за примером ходить не надо. Между Россией и Беларусью нет границы, нет паспортного контроля, и это очень существенное наше отличие от других интеграционных объединений.
- Когда ЕАЭС сможет приблизиться к такому же уровню равных прав граждан, как и в Союзном государстве?
- Мы многое взяли из опыта российско-белорусской социальной сферы и заложили это в качестве базы в Договор о создании ЕАЭС. Пока это необходимый минимум.
Если гражданин одного из государств ЕАЭС нашел работу в другой стране союза, ему не надо получать разрешение на работу, сдавать какие-либо экзамены или оплачивать патент. На миграционный учет, естественно, встать нужно и работа должна быть официальной, тогда весь набор социальных прав у такого гражданина будет.
Однако договор затрагивает только тему трудовых мигрантов, а вот другие категории граждан там пока не присутствуют. В перспективе мы должны решить этот вопрос.
- То есть уже сейчас официально работающие мигранты могут получить полис обязательного медицинского страхования (ОМС) и устроить детей в школу?
- Да, могут. Проблем с этим возникать не должно. А если они и возникают, то мы должны быть проинформированы о них. Потому что многие механизмы еще, к сожалению, не отработаны до конца.
- Как будет обстоять дело с дипломами врачей или учителей, которые попытаются найти работу в соседнем государстве?
- В рамках ЕАЭС врачи, учителя и юристы выведены из автоматической процедуры признания, поэтому их дипломы надо подтверждать. Это не очень сложно и вполне осуществимо.
На сегодняшний день все решили немного проявить осторожность, поскольку за последние 20 лет образовательные системы стали разными и нужна уверенность, что они достаточно гармонизированы по данным специальностям. Думаю, что мы придем к отмене подтверждения таких дипломов.
- А что ждет фармацевтический рынок, который перенасыщен подделками, когда он станет открытым в рамках ЕАЭС?
- Фармацевтический рынок пока регулируется национальным законодательством. Таможенные пошлины у нас отсутствуют, но для того, чтобы, допустим, белорусское лекарство оказалось в российской аптеке, надо получить необходимые документы от соответствующих российских служб.
Мы поставили себе задачу создать единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий, и он должен заработать уже 1 января 2016 года. И здесь важна не только гармонизация требований к качеству продукта и работа надзорных органов, но и определенная степень доверия друг к другу. Нужно быть уверенными, что партнеры все делают правильно.
На общем фармацевтическом рынке ЕАЭС должны быть только лекарства, соответствующие самым высоким международным стандартам. А что касается остальной продукции, то у нас сейчас по большему количеству ее видов приняты единые технические регламенты, по оставшимся видам они находятся в процессе принятия или разработки. По всем сферам, которые важны для безопасности граждан, у нас есть единая система технического регулирования.
- Ожидаются ли какие-либо количественные изменения на рынке труда?
- Мы исходим из того, что объем рынка рабочей силы не поменяется и трудовых мигрантов вряд ли станет больше. А вот количество нелегальных мигрантов должно как раз стать меньше. Потому что им гораздо выгоднее официально оформить отношения и получить всю необходимую полноту прав. Это касается и социального обеспечения, и медицинского обслуживания, и пенсионного страхования.
Для людей, которые получают такие права, напомню еще раз, меняется очень многое. Для граждан России и Беларуси это не так заметно благодаря Союзному государству. А вот, например, гражданину Армении теперь не нужно сдавать экзамен по русскому языку и истории и получать патент, достаточно просто устроиться на официальную работу.
- Есть ли еще страны, добивающиеся членства в ЕАЭС?
- Сейчас мы не стремимся активно увеличивать количество стран - участниц ЕАЭС. Как показывает опыт того же Европейского союза, лавинообразное расширение пользы не приносит. Сейчас нам гораздо важнее поработать в том составе, который есть, чтобы показать все преимущества нашей интеграции и уже потом думать о новых кандидатах на вступление в союз. Но мы никого и не отталкиваем. Другие государства могут попросить статус наблюдателя, чтобы взаимодействовать с ЕАЭС и при желании готовиться к вступлению в него. Мы всегда готовы к продуктивному сотрудничеству.
- Что главное для ЕАЭС на ближайшее время?
- Одна из главных задач - это устранение изъятий, ограничений и барьеров взаимного доступа на рынок государств - членов ЕАЭС. Эта тема сейчас наиболее важна для развития интеграции.
Прямая речь
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, Елена АФАНАСЬЕВА:
- Союзное государство - это пример того, как можно жить в мире, дружбе и братстве. Имеются в виду прежде всего достижения в социальной сфере: вопросы здравоохранения, образования, создания равных прав для граждан. По этим же направлениям разрабатываются и союзные программы в сферах безопасности, образования, сельского хозяйства, высоких технологий. Что касается перспектив, то они у Союзного государства есть, оно и дальше будет развиваться во всех отношениях.
Заместитель председателя Банка России, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с 2003 года (до января 2015 года занимал пост заместителя Председателя Парламентского Собрания) Александр ТОРШИН:
- Союзное государство - это уникальная структура, которая на сегодняшний день имеет самую высокую степень интеграции и обладает огромным потенциалом для ее дальнейшего развития. Опыт, накопленный в рамках строительства Союзного государства, не имеет прецедентов на постсоветском пространстве. Беларусь и Россия были первыми, кто осознал важность и необходимость интеграционных процессов.
ИЗ ДОСЬЕ "СВ"
Татьяна Дмитриевна ВАЛОВАЯ - член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макро-экономике Евразийской экономической комиссии.
Родилась 11 апреля 1958 года, в 1980 году окончила факультет международных экономических отношений Московского финансового института. Доктор экономических наук.
С 1999 по 2012 год работала в Аппарате Правительства РФ, занимала должность заместителя директора, а затем директора Департамента международного сотрудничества правительства.
Министром ЕЭК стала с 1 февраля 2012 года.