Возвращение в родные пенаты
Проект посвящен уроженцу Рогачева, признанному мастеру графики XX столетия Анатолию Каплану. В апреле здесь пройдут чтения, посвященные его жизни и творчеству. Впервые будут выставлены 14 работ художника. Ожидается приезд музейных работников и людей искусства не только из Минска, но и из Санкт-Петербурга, где Анатолий Львович окончил Академию художеств и состоялся как творческая личность. Работы мастера выставлялись в престижных галереях Запада, где выпущено более 60 изданий, посвященных его творчеству.
Танхум Каплун появился на свет в многодетной еврейской семье. Отец владел мясной лавкой, что давало семье возможность сводить концы с концами. Талант к рисованию проявился у Танхума в раннем возрасте. Мальчик переносил на бумагу жизнь, которую видел вокруг себя: изнурительные повседневные хлопоты близких людей, нехитрый скарб, кривые улочки родного Рогачева, бедность и маленькие свои радости, свойственные жизни независимо от социального положения. В юном возрасте добился успеха в оформлении вывесок, пользовался популярностью у лавочников, которые обращались к нему с просьбой представить учреждение на щите словесно или графически. В 15 лет юноша принял решение определиться с профессией, которую, конечно же, связывал с творчеством. И направился в Витебск к самому Марку Шагалу. 30-летний живописец, уже мэтр, пообщавшись с пареньком и посмотрев его работы, не лишенные самобытности, посоветовал ехать учиться в Петроград. Так Танхум Каплун, подписываясь впоследствии на своих работах Анатолием Капланом, оказался в городе на Неве.
Творческий диапазон художника поражает – карандаш, масло, офорт, керамика, скульптура, литография, в овладении которой ему нет равных, и не только в советском искусстве. В качестве печатной формы мастеру служит даже поверхность камня. Ему принадлежат иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, Николая Гоголя, других писателей, а также серия работ, посвященных блокадному Ленинграду. Среди знаменитых людей, с которыми художника свела судьба, был Илья Эренбург, мнением которого он особенно дорожил. Художник считал за честь преподносить в качестве подарков свои работы писателю.
Анатолий Каплан нередко бывал на Гомельщине, в родном Рогачеве. Воспоминания о малой родине давали ему пищу для творчества. Ей он посвятил цикл под названием «Касриловка», все работы которого пропитаны ностальгией о прошлом, колоритом исчезнувшей культуры, хорошо отражают душу народа, частью которого художник был сам. В одну из поездок в город детства в 70-е годы Анатолий Львович подарил Рогачевскому музею народной славы альбом, посвященный своему творчеству, с личным автографом.
До недавнего времени музей располагал только одной работой знаменитого земляка. А земляки, говорит директор музея Михаил Ларичков, всегда хотели иметь коллекцию каплановских картин. И во время шагаловских чтений в Витебске директор Музея Шагала Людмила Хмельницкая познакомила участников чтений, в том числе сотрудника рогачевского музея Александра Рикунова, с российским коллекционером Исааком Кушнером. Инженер из Санкт-Петербурга, поклонник творчества Каплана, после смерти художника в 1980 году выкупил у его родственников значительную часть его работ.
На тех шагаловских чтениях Исаак Яковлевич, узнав, что земляки гордятся талантливым самородком и стенд, посвященный Каплану, занимает в музее Рогачева особое место, подарил рогачевцам 14 подлинников мастера. А на второй встрече в Витебске коллекционер, уже вместе с супругой, обещал пополнить собрание работ Каплана, если в Рогачеве будет открыт его художественный центр.
Во время нынешних каплановских чтений и должен решиться вопрос о помещении для центра. Возможно, им станет здание, приспособленное под галерею, а возможно, и новая пристройка к музею. Думается, художник был бы доволен таким возвращением в родные пенаты. В Рогачеве уверены, что создание центра, связанного с именем художника, имеющего мировую славу, приумножит культурный и музейный потенциал райцентра и области в целом.
Валентина ЛАЙКОВА