САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Где найдем нового Баха?

С 11 по 17 апреля в Оружейной палате Московского Кремля в двенадцатый раз проходит Международный фестиваль «Кремль музыкальный». Престижный смотр ежегодно собирает в Москве как молодых артистов, так и всемирно признанных мастеров классического искусства. Прекрасная музыка, блистательные исполнители, изысканная публика и необычная роскошь интерьеров – все это создает уникальную атмосферу на концертах.
На вопросы «СВ» ответил основатель и художественный руководитель фестиваля, лауреат Госпремии России, профессор Московской консерватории, пианист, народный артист СССР Николай ПЕТРОВ.  

С 11 по 17 апреля в Оружейной палате Московского Кремля в двенадцатый раз проходит Международный фестиваль «Кремль музыкальный». Престижный смотр ежегодно собирает в Москве как молодых артистов, так и всемирно признанных мастеров классического искусства. Прекрасная музыка, блистательные исполнители, изысканная публика и необычная роскошь интерьеров – все это создает уникальную атмосферу на концертах.
На вопросы «СВ» ответил основатель и художественный руководитель фестиваля, лауреат Госпремии России, профессор Московской консерватории, пианист, народный артист СССР Николай ПЕТРОВ.  

– Николай Арнольдович, у кого родилась идея  «Кремля музыкального»?
– У дирекции Музеев Кремля, за что я им безмерно благодарен. Сегодня проводится много форумов, приуроченных к датам или посвященных  политическим целям. А нам хотелось сделать фестиваль, на котором  главным поводом для звучания музыки была бы сама музыка. Важна  и преемственность поколений. Мы стремимся сказать нечто о единстве искусства во времени, отдать должное великим мастерам прошлого и внимательно отнестись к тем, кто принял эстафету мастерства и несет ее в завтрашний день.
– Будете ли расширять границы и проводить фестиваль в других городах и странах?
– При всех достоинствах Оружейной палаты зал здесь всего на 100 мест. И мы благодарны каналу «Культура», который снимает наиболее интересные концерты. Таким образом, «Кремль музыкальный» превращается поистине в международное событие. Но границы будут расширяться и другим способом. В этом году повторяем фестиваль в Брянске. А в следующем думаем провести его и в Казани. В общем, есть идея проводить наш форум в тех городах, где есть Кремль. Надеюсь, нам удастся ее реализовать.
– Каким образом происходит отбор участников?
– Дело в том, что сегодня огромное количество талантливейших музыкантов выбрасываются за борт часто еще в период конкурсных прослушиваний. Коррумпированные члены жюри стараются пропихнуть собственных учеников и готовы всех наиболее талантливых не допустить к основной дистанции. Недавно я был на Конкурсе имени Маргариты Лонг в Париже. В ходе прослушиваний на первом туре мы не только не знали, кто играет, но еще и не видели участников. То есть ложа жюри была закрыта экраном, и мы знали только номера исполнителей. Вот это вариант честного судейства! Считаю,  участие на конкурсе нескольких учеников одного профессора должно вызывать серьезные сомнения в честности мероприятия. Неоднократно на разных конкурсах я слышал музыкантов, которые мне казались очень способными, но почему-то не проходили в финал. Вот этих ребят стараюсь приглашать на свой фестиваль. Кстати, я еще ни разу не ошибся – в будущем они делают очень хорошую карьеру.
–  Как вы считаете, нужно ли детей заставлять заниматься музыкой?
– Могу сообщить вам одну ужасающую цифру – на сегодняшний момент 30 миллионов китайцев учатся профессиональной игре на фортепиано. Сегодня жизнь маленьких детей, которые решили посвятить себя музыке, абсолютно не похожа на наше детство. Мы все-таки находили время и побегать, и поиграть в футбол, а эти несчастные дети с 5 лет сидят по 8-12 часов. У музыкантов есть такое понятие, очень грубое, но точное, – «один жопчас», то есть количество просиженных за роялем часов. Подавляющее большинство этих несчастных детей занимаются совершенно неправильно, потому что уровень преподавания бывает необыкновенно низким даже в таких, казалось бы, высокоорганизованных странах. Это все мартышкин труд. Только если ребенок проявляет действительно недюжинный дар к музыке, а это очевидно уже в раннем детстве, с ним нужно заниматься. Родители не думают о том, что дети, которым не удалось пробиться через жестокую мясорубку под названием «карьера академического музыканта», будут  влачить жалкое существование в качестве, скажем, концертмейстера на кафедре народных инструментов в каком-нибудь омском музыкальном училище. Классическая музыка сейчас – очень опасная стезя,  это лотерея, где выигрышный номер один из 50.
– Вы часто говорите о коррупции, которая процветает в сфере музыкального образования в России. Так не лучше ли артисту строить свою карьеру на Западе?
– Коррупция – международное понятие. Корни ее в России, но система «ты мне – я тебе» царствует во всем мире. Например, есть конкурсы имени Вана Клиберна, Королевы Елизаветы, а есть – дяди Джузеппе в крошечном американском городишке или Дона Педро в какой-нибудь испанской деревушке. Организаторы таких конкурсов договариваются между собой: я здесь твоему ученику дам премию, а там ты – моему. Вот так эта система и действует. Ребят, которые принимают участие в таких конкурсах, я называю конкурсятами. Таких дворовых конкурсов огромное количество, а на афише лауреаты конкурсов имени Дона Педро и Королевы Елизаветы выглядят одинаково – лауреат международных конкурсов. В отличие от спортивных соревнований, где есть четкая градация – высшая, первая, вторая и любительская лиги, в музыкальных соревнованиях этого нет. Поэтому в наше время рекомендации таких мастеров, как, например, Зубин Мета, Марта Аргерих или Даниэль Баренбойм, значат гораздо больше, чем победа в конкурсе.
– Сейчас много говорят о том, что телевидение уделяет мало времени классической музыке, культуре, нет понятия «формирование вкуса к хорошей музыке». На ваш взгляд, эта тенденция меняется?
– В худшую сторону. На телевидении, я не говорю о канале «Культура», вы не найдете ни одной серьезной программы, посвященной академической музыке, искусству. Там все посвящено исключительно детородным органам или нездоровому интересу нашей публики, обожающей подглядывать через дырочку в женскую баню. Когда говорят о закрытии радио «Орфей», потому что его аудитория составляет всего каких-то 300 000 слушателей, они не понимают, что эти 300 000 – элита, на которую надо равняться.
– Многие классические исполнители экспериментируют с жанрами, выходят за рамки классики. Дмитрий Хворостовский, например, записал альбом с Игорем Крутым, Анна Нетребко спела дуэтом с Филиппом Киркоровым. Как вы относитесь к таким экспериментам?
– Чистый бизнес, искусством назвать это никак не могу. Культура там и рядом не лежала, это деньги, деньги и еще раз деньги. Я считаю, что негоже исполнителю играть в цирке для дрессированных коз и негоже такой великой певице, как Нетребко, выходить на сцену рядом с такой личностью.
– Как вы относитесь к мнению, что вся великая музыка уже создана и композиторы уровня Баха, Бетховена, Моцарта вряд ли появятся?
– Недавно я дискутировал на эту тему с таким выдающимся человеком, как Геннадий Николаевич Рождественский. Мы сидели у меня дома, и я задал ему этот вопрос: «Не кажется ли вам, что вся великая музыка уже закончилась? Что все возможные комбинации в музыке уже использованы?» И он ответил, что это не так. Все равно может появляться замечательная и достойная музыка, которая будет столетиями жить на концертных сценах. Губайдуллина, Шнитке, Шостакович, Прокофьев – все они жили, в общем, в одно время. Конечно, сейчас таких достойных композиторов, как Арво Пярт и Гия Канчели, по сравнению с какими-то потугами на них, значительно меньше. А есть композиторы, которых слушателям еще только суждено открыть. Сочинения Баха ведь нашел Мендельсон на каком-то чердаке, и если бы он не полез на этот чердак, может быть, мы вообще не знали, кто такой Бах.
– Вы много гастролируете. Как у каждого музыканта, у вас наверняка есть города, в которых выступаете с большим удовольствием.
– Безусловно. Один из таких городов – это Минск, в котором я выступаю уже более 50 лет. В этом городе у меня много друзей – это и Юра Гильдюк, и Валера Уколов, и Валя Шацкая. Кстати, в этом году мы с моим партнером Александром Гиндиным организуем в Минске рояльный фестиваль, который состоится в конце мая – начале июня.
– Как относитесь к строительству Союзного государства России и Беларуси?
– Мне бы не хотелось кривить душой и говорить то, что не соответствует моим убеждениям. Учитывая непростые взаимоотношения между нашими странами, я бы не торопился отвечать на этот вопрос. Давайте сначала наладим нормальные, взаимовыгодные отношения, а потом будем думать, как благоустраивать Союзное государство. Если это произойдет вскоре между нашими странами – дай Бог.

Беседовала
Наталия АЛЕКСАНДРОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также