Покорение Европы
Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр, которому всего 4 года, стал визитной карточкой Союзного государства. Его уже хорошо знают ценители искусства в Германии, а в прошлом году молодые исполнители из России и Беларуси покорили сердца итальянских слушателей, приняв участие в XII Международном Флорентийском фестивале молодежных симфонических оркестров.
Стать визитной карточкой, знают все, непросто, массу усилий приложил к этому художественный руководитель и главный дирижер оркестра, директор ЦМШ при Московской консерватории, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Александр Якупов.
На гастроли отправились в основном старшеклассники московской и минской музыкальных школ, были первокурсники консерваторий и даже контрабасист из «большого» оркестра. Всего – 77 человек в возрасте от 14 до 20 лет, 20 из них – из Беларуси.
Сложности управления таким огромным количеством молодых энергий с Якуповым призваны были разделить дирижер Национального академического симфонического оркестра Республики Беларусь Андрей Галанов, заместитель директора Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Дмитрий Журавский и директор Молодежного оркестра Виктор Скорокиржа.
Концерт в Сан-Доменико начинался в 21.30 в церкви, построенной в XIV веке. Скамейки в необозримых размеров храме заняли в основном прихожане. Встречались и туристы, которых привлекла афиша, обещавшая познакомить с оркестром, представляющим Россию и Беларусь. Между тем репетиция показала, что акустика церкви требовала предельной собранности от ребят, потому что у звуков в этом сооружении было слишком долгое эхо, они не успевали угаснуть, наслаивались один на другой, и музыкантам было трудно услышать себя со стороны и понять, как же они «звучат». Но благодаря умению Александра Николаевича обуздывать эхо оркестранты сориентировались в пространстве церкви и уже в первом отделении покорили зал, играя русскую классику.
Концерт открывался увертюрой к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», и было удовольствием наблюдать, как на ваших глазах оркестр становился единым организмом, который жил и дышал по мановению палочки дирижера. Взмах палочки – и чудесным образом рождается музыка. Взмах – и она становится шепотом, едва различимыми звуками, еще взмах – и нарастает буря, звуки которой способны передать любую из человеческих эмоций. Тайну рождения музыки не удалось расшифровать никому. Все знают – в оркестре мало играть чисто, строго по нотам и мало даже играть слаженно, большие музыканты всегда владеют этим умением. Рождение музыки начинается там, где она льется из души. По утверждению Александра Якупова, уникальность Молодежного оркестра в том, что плюс ко всем умениям ребятами в унисон переживается музыка. «Вы знаете, в какой-то момент эмоции так переполняют их, что они словно приподнимаются над землей и куда-то летят вслед за музыкой, которую исполняют. И вместе с ними лечу я», – говорит Александр Николаевич.
Вот этот полет юных музыкантов и сразил слушателей в Перудже. Вначале они слушали с любопытством – не будем забывать, каких композиторов чтят итальянцы в земляках и какие оркестры перевидали на своем веку, а тут дети из славянских холодных стран. После «Половецких плясок» А. Бородина любопытство сменилось удивлением, а когда грянула Торжественная увертюра П.И. Чайковского «1812 год», на лицах появилось изумление – как такую мощь, силу, одухотворенность в звучании способны воспроизводить школьники?!. После первого отделения аплодировали долго и с чувством, многие вскакивали с мест, норовили пожать руку дирижеру и музыкантам. И итальянское «брависсимо!» бушевало в полную силу.
Во втором отделении едва прозвучали первые звуки Музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» – и не стало никаких рамок и языковых преград в этом зале – великий Свиридов неслышно рассеял их в пушкинской «Метели», в этом Snow-Storm, бушевавшем в благолепной итальянской ночи, юные музыканты со своим учителем-дирижером смогли донести до сердец эту пронзительную красоту. У итальянцев на красоту абсолютный слух. Конечно, они полюбили свиридовскую «Метель»…
Программа была продуманной. Музыкой белорусского классика Евгения Глебова дирижировал Андрей Галанов, объехавший с концертами всю Европу, – прозвучал микс из красивейшей музыки композитора к балетам «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц». Кроме того, белорусский дирижер представил вариации к симфонии англичанина Эдварда Элгара «Энигма». Публика уже не сдерживала своих эмоций, и когда зазвучала «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина, слушатели реагировали так, словно состоялась встреча закадычных друзей. Покачивали головами, подпевали, закрывая глаза, улыбались друг другу. Пианиста-солиста, 15-летнего Олега Худякова, вызывали не раз, как настоящего маэстро. Но по тому, как ребята смотрели на своего дирижера, было очевидно, кто здесь настоящий маэстро. Это был триумф Александра Якупова.
Эмоции зрителей повторились на втором концерте, который прошел в Монтекатини Терме – в роскошных интерьерах бальнеологического курорта XIX века Терме Тентуччо. На этот раз публика была в экстазе. «Голубую рапсодию» потребовали на бис. «Когда я слушала, как играл пианист в «Голубой рапсодии», думала, что упаду в обморок», – сказала парикмахер Лючия Паньи. Она пришла на концерт с мужем Сандро, коллегой по профессии, и его братом Джулиано, приехавшим с женой в гости к родственникам из Канады. «Вы были великолепны, – сказала Лючия, – мало того что ребята так талантливы, они все еще очень красивы! В Монтекатини каждый год приезжают оркестры, но такого исполнения не припомню. Приезжают, конечно, оркестры, как в Большом театре, но это дорогие музыканты, а здесь студенты. Удивительно! Белиссимо! Мы в восторге! Прекрасны и дирижеры, и музыканты. Спасибо за Гершвина и Чайковского – это один из моих любимых композиторов». «Надеемся услышать этих музыкантов вновь. И мечтаем получить диски с записями их музыки», – добавил Сандро.
Нина КАТАЕВА