САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Терзая ген творца

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

На белорусской сцене постмодернистские постановки Барковского идут и по сей день. В них, как теперь и в Смоленске, мастер отступает от хрестоматийных сюжетов, потому как его интересует не история как таковая, а то, как она влияет на человеческие характеры.
– В Смоленске я поставил уже три спектакля – «Муж для поэтессы», «Поздняя любовь» и «Вишневый сад». Казалось бы, можно уже познакомиться с труппой, с театром. Не тут-то было. Все как в первый раз. Все очень сложно. Театру сейчас вообще очень сложно. Такой огромный информационный вал, такая свобода выбора! Очень легко забыть о воспитании чувств и мыслей, – говорит Виталий Барковский. – Знаете, кто является для меня подлинным современным художником? Тот, кто в первую очередь постигает уже накопленный культурный опыт – в театре это наследие Станиславского, Гротовского, Мейерхольда, Кантора – и идет дальше.
В Минске и Витебске режиссер бывает часто. Здесь живут его близкие и друзья. А в первые дни марта Виталий Барковский сделал подарок минским театралам – привез смоленский коллектив со спектаклями «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Грех» и «Benvenuto, Отелло!» в Минск. Артисты выступили на сцене Белорусского музыкального театра. Что же изменилось в эстетике Барковского, а что осталось прежним? Ответ на этот вопрос у каждого зрителя свой.
Гастроли состоялись обменные: в эти же дни труппа Белорусского музыкального театра показывает смоленским театралам «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Юнону» и «Авось» А. Рыбникова, «Летучую мышь» И. Штрауса, «Однажды в Чикаго» Дж. Кандера, Дж. Стайна, Г. Миллера и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе/Р. Щедрина, дивертисмент из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. В Смоленске белорусские постановки давно не в диковинку. Здесь давно играют пьесы Алексея Дударева и Елены Поповой. К слову, именно с Еленой Барковский завоевал множество Гран-при.
– Конечно, белорусская и российская театральные школы дают свой опыт, дополняют друг друга, – сравнивает национальные школы режиссер. – Но после этого все равно надо куда-то ехать и учиться. Терзать свой ген творца.
Как стать еще более интересным? Что сделать, чтобы зритель почувствовал красоту в тихом слове? Казалось бы, за свой долгий творческий путь Виталий Барковский уже должен был найти ответ на эти вопросы. Но нет. Мастер по-прежнему в поиске.
– Чтобы быть интересным, необязательно рвать на себе рубашку. Заставьте ребенка плакать на сцене – и в зале тоже заплачут. Это чистая техника. Но далеко не все хорошие спектакли, как и не все великие музыкальные произведения, эмоциональны. Есть еще и невидимая партитура чувств, о которой говорил Эфрос. Есть тончайшие тихие уголки души, где эти ноты едва слышны. Как у Альфреда Шнитке в симфониях, где скрипка борется с оркестром минут двадцать: оркестр ее подавляет, но она все равно пробивается, а в финале, в конце концов, остается только ее звучание.
В коллективе Смоленского театра 33 актера и 130 человек обслуживающего персонала. Барковский считает, что это много. В свое время, когда он был артистом (а денег было не особо много), он не считал зазорным  красить декорации. Точно так же сегодня он не считает зазорным искать к  каждому актеру свой подход, чтобы помочь ему раскрыться.
– Театр, при всех актерских амбициях и благородных задачах, это еще и фабрика. Фабрика по выпуску «продукции» – со своим планом и своими проблемами. Мы вынуждены преследовать не только художественные, но и вполне приземленные цели: чтобы у нас не пустовал зрительный зал. Никуда от этого не денешься. И есть два выхода из этой ситуации. Первый – стремиться удивлять зрителя новой идеей, новыми поворотами сюжета, интересной игрой актеров. Или хотя бы, как тактично говорил мой учитель Анатолий Эфрос: «Надо подкрасить воду. В подкрашенной воде мертвое кажется сказочным». Это когда светом, оформлением, костюмами скрывают недостатки плохой игры или драматургии, – говорит Барковский. – Наш театр старается следовать по первому пути. А актерство, на мой взгляд, вообще замечательная профессия. В актеры, убежден, идут люди, которые хотят удовлетворить свой эгоизм. Ведь сегодня они выходят на сцену, словно на подиум, и смотрят на вас сверху вниз. Заметьте, в древнем театре было по-другому: тогда сцена находилась в нише. Такое вот завоевание нового времени.

Екатерина ГАБЫШЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Вячеслав Володин: Россия себя защитит, и у нас есть, чем это сделать

Россия сможет себя защитить и обеспечить устойчивое развитие, сказал Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также