САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Терзая ген творца

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

На белорусской сцене постмодернистские постановки Барковского идут и по сей день. В них, как теперь и в Смоленске, мастер отступает от хрестоматийных сюжетов, потому как его интересует не история как таковая, а то, как она влияет на человеческие характеры.
– В Смоленске я поставил уже три спектакля – «Муж для поэтессы», «Поздняя любовь» и «Вишневый сад». Казалось бы, можно уже познакомиться с труппой, с театром. Не тут-то было. Все как в первый раз. Все очень сложно. Театру сейчас вообще очень сложно. Такой огромный информационный вал, такая свобода выбора! Очень легко забыть о воспитании чувств и мыслей, – говорит Виталий Барковский. – Знаете, кто является для меня подлинным современным художником? Тот, кто в первую очередь постигает уже накопленный культурный опыт – в театре это наследие Станиславского, Гротовского, Мейерхольда, Кантора – и идет дальше.
В Минске и Витебске режиссер бывает часто. Здесь живут его близкие и друзья. А в первые дни марта Виталий Барковский сделал подарок минским театралам – привез смоленский коллектив со спектаклями «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Грех» и «Benvenuto, Отелло!» в Минск. Артисты выступили на сцене Белорусского музыкального театра. Что же изменилось в эстетике Барковского, а что осталось прежним? Ответ на этот вопрос у каждого зрителя свой.
Гастроли состоялись обменные: в эти же дни труппа Белорусского музыкального театра показывает смоленским театралам «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Юнону» и «Авось» А. Рыбникова, «Летучую мышь» И. Штрауса, «Однажды в Чикаго» Дж. Кандера, Дж. Стайна, Г. Миллера и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе/Р. Щедрина, дивертисмент из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. В Смоленске белорусские постановки давно не в диковинку. Здесь давно играют пьесы Алексея Дударева и Елены Поповой. К слову, именно с Еленой Барковский завоевал множество Гран-при.
– Конечно, белорусская и российская театральные школы дают свой опыт, дополняют друг друга, – сравнивает национальные школы режиссер. – Но после этого все равно надо куда-то ехать и учиться. Терзать свой ген творца.
Как стать еще более интересным? Что сделать, чтобы зритель почувствовал красоту в тихом слове? Казалось бы, за свой долгий творческий путь Виталий Барковский уже должен был найти ответ на эти вопросы. Но нет. Мастер по-прежнему в поиске.
– Чтобы быть интересным, необязательно рвать на себе рубашку. Заставьте ребенка плакать на сцене – и в зале тоже заплачут. Это чистая техника. Но далеко не все хорошие спектакли, как и не все великие музыкальные произведения, эмоциональны. Есть еще и невидимая партитура чувств, о которой говорил Эфрос. Есть тончайшие тихие уголки души, где эти ноты едва слышны. Как у Альфреда Шнитке в симфониях, где скрипка борется с оркестром минут двадцать: оркестр ее подавляет, но она все равно пробивается, а в финале, в конце концов, остается только ее звучание.
В коллективе Смоленского театра 33 актера и 130 человек обслуживающего персонала. Барковский считает, что это много. В свое время, когда он был артистом (а денег было не особо много), он не считал зазорным  красить декорации. Точно так же сегодня он не считает зазорным искать к  каждому актеру свой подход, чтобы помочь ему раскрыться.
– Театр, при всех актерских амбициях и благородных задачах, это еще и фабрика. Фабрика по выпуску «продукции» – со своим планом и своими проблемами. Мы вынуждены преследовать не только художественные, но и вполне приземленные цели: чтобы у нас не пустовал зрительный зал. Никуда от этого не денешься. И есть два выхода из этой ситуации. Первый – стремиться удивлять зрителя новой идеей, новыми поворотами сюжета, интересной игрой актеров. Или хотя бы, как тактично говорил мой учитель Анатолий Эфрос: «Надо подкрасить воду. В подкрашенной воде мертвое кажется сказочным». Это когда светом, оформлением, костюмами скрывают недостатки плохой игры или драматургии, – говорит Барковский. – Наш театр старается следовать по первому пути. А актерство, на мой взгляд, вообще замечательная профессия. В актеры, убежден, идут люди, которые хотят удовлетворить свой эгоизм. Ведь сегодня они выходят на сцену, словно на подиум, и смотрят на вас сверху вниз. Заметьте, в древнем театре было по-другому: тогда сцена находилась в нише. Такое вот завоевание нового времени.

Екатерина ГАБЫШЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Уникальный клад эпохи Крещения Руси нашли в Великом Новгороде
  2. Владимир Джабаров: Из-за русофобского курса территория Латвии превращается в пустошь
  3. ВЦИОМ: Более 77% россиян доверяют Владимиру Путину
  4. В Беларусь из РФ прибыл второй поезд для Минского метро
  5. Александр Лукашенко: Атака на вертолёт президента означает войну, украинцам она не нужна
  6. Марат Хуснуллин заявил об окончании нелегальной миграции в РФ
  7. Умерла мультипликатор Марина Восканьянц
  8. Владимир Путин обсудил с Совбезом формирование системы международных расчётов
  9. Александр Лукашенко: И российские, и украинские дроны залетали в Беларусь, было несколько таких случаев
  10. Ульяновская область отправила в Беларусь 40 тонн перловой крупы
  11. Александр Лукашенко: Белорусская армия перекрыла границы с Западом, приказы на случай эскалации отданы
  12. Александр Лукашенко заявил, что, если поляки попытаются оттяпать запад Украины, белорусская сторона окажет украинцам поддержку
  13. Киевский режим подорвал автомобиль начальника группы пропусков службы безопасности ЗАЭС
  14. В Польше из-за «детской водки» в магазинах разгорелся скандал и произошли отставки чиновников
  15. Польша отказывается пускать Украину в ЕС: Киеву поставили условие, которое он не хочет выполнять

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

«Иркутск будет общим узлом единого отечества»

После посещения Александром Лукашенко столицы Восточной Сибири Беларусь получит больше алюминия и среднемагистральных лайнеров, а общий торговый оборот увеличится в разы

МНЕНИЯ

Польша не пустит Украину в ЕС

Анатолий Заусайлов

Пока Киев не извинится за «Волынскую резню»

«Потеря Угледара никакого значения не имеет»

Михаил Васильев

Такова официальная версия украинской пропаганды, которая даже переписала нарушающую российские законы Википедию

Мучение Дарвина

Олег Зинченко

И даже спустя 165 лет после обнародования, дарвинизм становится предметом споров

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также