САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Терзая ген творца

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

Режиссер Виталий Барковский хорошо известен как в белорусском, так и в российском театральном мире. Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» теперь возглавляет один из старейших русских театров – Смоленский драмтеатр им. А.С. Грибоедова.

На белорусской сцене постмодернистские постановки Барковского идут и по сей день. В них, как теперь и в Смоленске, мастер отступает от хрестоматийных сюжетов, потому как его интересует не история как таковая, а то, как она влияет на человеческие характеры.
– В Смоленске я поставил уже три спектакля – «Муж для поэтессы», «Поздняя любовь» и «Вишневый сад». Казалось бы, можно уже познакомиться с труппой, с театром. Не тут-то было. Все как в первый раз. Все очень сложно. Театру сейчас вообще очень сложно. Такой огромный информационный вал, такая свобода выбора! Очень легко забыть о воспитании чувств и мыслей, – говорит Виталий Барковский. – Знаете, кто является для меня подлинным современным художником? Тот, кто в первую очередь постигает уже накопленный культурный опыт – в театре это наследие Станиславского, Гротовского, Мейерхольда, Кантора – и идет дальше.
В Минске и Витебске режиссер бывает часто. Здесь живут его близкие и друзья. А в первые дни марта Виталий Барковский сделал подарок минским театралам – привез смоленский коллектив со спектаклями «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Грех» и «Benvenuto, Отелло!» в Минск. Артисты выступили на сцене Белорусского музыкального театра. Что же изменилось в эстетике Барковского, а что осталось прежним? Ответ на этот вопрос у каждого зрителя свой.
Гастроли состоялись обменные: в эти же дни труппа Белорусского музыкального театра показывает смоленским театралам «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Юнону» и «Авось» А. Рыбникова, «Летучую мышь» И. Штрауса, «Однажды в Чикаго» Дж. Кандера, Дж. Стайна, Г. Миллера и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе/Р. Щедрина, дивертисмент из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. В Смоленске белорусские постановки давно не в диковинку. Здесь давно играют пьесы Алексея Дударева и Елены Поповой. К слову, именно с Еленой Барковский завоевал множество Гран-при.
– Конечно, белорусская и российская театральные школы дают свой опыт, дополняют друг друга, – сравнивает национальные школы режиссер. – Но после этого все равно надо куда-то ехать и учиться. Терзать свой ген творца.
Как стать еще более интересным? Что сделать, чтобы зритель почувствовал красоту в тихом слове? Казалось бы, за свой долгий творческий путь Виталий Барковский уже должен был найти ответ на эти вопросы. Но нет. Мастер по-прежнему в поиске.
– Чтобы быть интересным, необязательно рвать на себе рубашку. Заставьте ребенка плакать на сцене – и в зале тоже заплачут. Это чистая техника. Но далеко не все хорошие спектакли, как и не все великие музыкальные произведения, эмоциональны. Есть еще и невидимая партитура чувств, о которой говорил Эфрос. Есть тончайшие тихие уголки души, где эти ноты едва слышны. Как у Альфреда Шнитке в симфониях, где скрипка борется с оркестром минут двадцать: оркестр ее подавляет, но она все равно пробивается, а в финале, в конце концов, остается только ее звучание.
В коллективе Смоленского театра 33 актера и 130 человек обслуживающего персонала. Барковский считает, что это много. В свое время, когда он был артистом (а денег было не особо много), он не считал зазорным  красить декорации. Точно так же сегодня он не считает зазорным искать к  каждому актеру свой подход, чтобы помочь ему раскрыться.
– Театр, при всех актерских амбициях и благородных задачах, это еще и фабрика. Фабрика по выпуску «продукции» – со своим планом и своими проблемами. Мы вынуждены преследовать не только художественные, но и вполне приземленные цели: чтобы у нас не пустовал зрительный зал. Никуда от этого не денешься. И есть два выхода из этой ситуации. Первый – стремиться удивлять зрителя новой идеей, новыми поворотами сюжета, интересной игрой актеров. Или хотя бы, как тактично говорил мой учитель Анатолий Эфрос: «Надо подкрасить воду. В подкрашенной воде мертвое кажется сказочным». Это когда светом, оформлением, костюмами скрывают недостатки плохой игры или драматургии, – говорит Барковский. – Наш театр старается следовать по первому пути. А актерство, на мой взгляд, вообще замечательная профессия. В актеры, убежден, идут люди, которые хотят удовлетворить свой эгоизм. Ведь сегодня они выходят на сцену, словно на подиум, и смотрят на вас сверху вниз. Заметьте, в древнем театре было по-другому: тогда сцена находилась в нише. Такое вот завоевание нового времени.

Екатерина ГАБЫШЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

Почему Аллу Пугачёву до сих пор не объявили «иноагентом»

Константин Воробьёв

Бывшая певица, а ныне – гражданка Израиля, достаточно чётко даёт понять, на чьей она стороне. Какое наказание её ждёт?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также