Веселая царица Елисавет
В конце 1709 года, когда царь Петр 1 одержал победу на поле Полтавской битвы на любимой кобыле по кличке Лизетта, у него родилась девочка. По странной прихоти он назвал девочку Елизаветой. «Лизетка моя, Лизетка», – любил говорить папаша своей маленькой дочке.
Этой-то «Лизетке», а в зрелые годы императрице Елизавете Петровне, посвящена грандиозная выставка «Елизавета Петровна и Москва», разместившаяся на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Экспонатов свыше 400 – прежде всего это живописные портреты, но также произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иконы, документы, книги.
Елизавета Петровна была возведена на престол в 1741 году в результате дворцового переворота. Ее политика была весьма популярна в дворянской среде, ибо она восстанавливала дворянские привилегии, учрежденные отцом. При дворе Елизаветы Петровны, любительницы вкусно поесть и весело пожить, пышно расцветал фаворитизм. «Веселая царица была Елисавет: поет и веселится, порядка только нет», – напишет в середине ХIХ века русский поэт А.К. Толстой в сатирической поэме «История государства Российского».
И с этой оценкой едва ли можно не согласиться. Царствование Елизаветы было отмечено ростом богатства купеческого сословия. В то же время при ней происходило дальнейшее ужесточение крепостного права.
Портреты, представленные на выставке, в основном создавались художниками-иностранцами – К.Г. фон Преннером, Л. Токе, Л. Караваком. Они написаны или выгравированы в разные периоды жизни императрицы. Начиная с ее портрета в 8-летнем возрасте, на котором французский художник Луи Каравак изобразил ее светловолосым ангелочком в обществе старшей сестры Анны. Среди работ портретного жанра выделяется парадный портрет Елизаветы Петровны кисти И.Я. Вишнякова, яркого представителя нарождающейся отечественной школы живописи. На нем императрица изображена при всех регалиях, в платье из серебристой парчи и с горностаевой мантией на плечах. Запоминается портрет И.И. Шувалова, написанный художником А.П. Лосенко, – фаворит императрицы был куратором Московского университета и Санкт-Петербургской академии художеств, попечителем Шляхетного сухопутного кадетского корпуса и Русского профессионального театра, руководимого А.П. Сумароковым. Сам основатель Московского университета М.В. Ломоносов представлен на камерном портрете кисти неизвестного художника одетым в камзол ярко-красного цвета.
Можно было ожидать, что на выставке покажут костюмы и платья Елизаветы Петровны, большой модницы, заказывавшей наряды со всего света. Но в экспозиции только одно платье, реконструированное в 1937 году реставраторами Исторического музея из распоротого стихаря. Зато в изобилии представлена посуда, с которой императрица и ее ближайшие сподвижники изволили пить и вкушать.
О том, что Елизавета Петровна была не только «веселонравная», но и благочестивая, свидетельствует раздел экспозиции «Государыня и церковь». Здесь можно увидеть икону и портрет-парсуну с изображением святителя Димитрия Ростовского, умершего в год рождения императрицы и канонизированного во время ее правления. Библию с внесенными после раскола исправлениями, изданную в 1751 году. Священническое облачение тех времен и картину с изображением архиерейского богослужения. А центральное место здесь занимает макет голубой пятиярусной колокольни Троице-Сергиевой лавры. Она была создана по проекту архитектора князя Д.В. Ухтомского, работавшего в годы правления императрицы, которая неоднократно совершала паломнические путешествия из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, в том числе и пешие.
Владимир СОКОЛОВСКИЙ