САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Эва-Мария ШИКУЛЬСКА:

Эву Шикульску кинозрители 70-80-х на всей территории Советского Союза считали «своей». В «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля она сыграла невесту красавца Анненкова, взбалмошную француженку Полину Гебль, в «Объяснении в любви» Ильи Авербаха – неподражаемо чувственную Зиночку, а в «Двадцати шести днях из жизни Достоевского» – роковую Апполинарию Суслову, ставшую прототипом Настасьи Филипповны в «Братьях Карамазовых». Во всяком случае, на IV фестивале «Зеркало» в Иванове польская актриса в представлении  не нуждалась.

Эву Шикульску кинозрители 70-80-х на всей территории Советского Союза считали «своей». В «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля она сыграла невесту красавца Анненкова, взбалмошную француженку Полину Гебль, в «Объяснении в любви» Ильи Авербаха – неподражаемо чувственную Зиночку, а в «Двадцати шести днях из жизни Достоевского» – роковую Апполинарию Суслову, ставшую прототипом Настасьи Филипповны в «Братьях Карамазовых». Во всяком случае, на IV фестивале «Зеркало» в Иванове польская актриса в представлении  не нуждалась.
Кроме того, Шикульска снялась у нас в комедии Игоря Угольникова «Казус белли», в российских сериалах «Азазель», «Что сказал покойник», «Диверсант-2».  Всего на счету актрисы около 120 ролей в театре и кино.

– Пани Эва, расскажите, как началась ваша карьера в кино?
– Судите сами, моя школа находилась вблизи Варшавской киностудии, и ассистенты часто приходили к нам на математику и на польский язык. Один раз предложили роль в фильме «Тандем», а через год меня пригласил в свою картину «Отец» Ежи Гофман. Позднее мне передали его слова: «Увидев эту девочку, я понял, что буду следить за ней всю свою жизнь». В эти же годы я снялась в телефильме об известном польском ансамбле «Скальды».
Но с первыми съемками в кино у меня связаны отрицательные эмоции. Помню, за съемки у Гофмана я получила около 1800 злотых, пришла в школу, и их тут же украли вместе с сумочкой, в которой были еще и дорогие бабушкины часы. И я сказала себе: «Не буду актрисой, это потеря времени и денег». Но родители во всем меня поддерживали, и я поступила в Высшую театральную школу в Варшаве, где мне довелось встретиться с людьми, с которыми не всякому Бог дает встречу. Александр Бардини, Збигнев Запасевич – чудные профессора, они научили меня видеть самую суть жизненных явлений.
– Вам приходилось преодолевать робость, застенчивость, когда начинали свою кино- и театральную карьеру? Вообще сомневались когда-нибудь в выборе профессии?
– В 90-е годы я даже уходила из театра – решила вместе с мужем торговать машинами. Мы меняли старые «Жигули» и «Волги» на столетние «Фольксвагены». Друзья нам помогали. Этим «бизнесом» мы занимались около года, а потом я вернулась в профессию, потому что очень люблю ее. Я называю актерство «фабрикой эмоций» и, как и раньше, волнуюсь, когда стою перед камерой или в кулисах. Но, как бы то ни было, ты выходишь, читаешь стихи, играешь любовь. Стараешься каждый дубль сыграть по-новому. Между прочим, режиссерам сериалов, которым надо снимать все быстро, это не нравится. Они могут сказать: «Она плохая актриса, потому что не может повторить сцену точь-в-точь, как было в первый раз».
– В нашей кинопрессе немало писалось о том, что актриса Шикульска куда в большей степени была востребована в Советском Союзе, нежели в Польше, вы с этим согласны?
– Нет, не согласна, в России я снялась в двух знаменитых фильмах, а ролей в кино у меня гораздо больше. С нежностью вспоминаю свой первый приезд в Москву, на съемки «Звезды пленительного счастья». Владимир Мотыль сделал мою молодость радостной. Кругом необыкновенные люди. Не все дружили с Окуджавой, не всем он записывал на бумаге свои стихи, это было чудом. Володя научил меня смотреть на Россию своими умными глазами, и не без критического взгляда.
А знаете, как называют в Польше Илью Авербаха? «Русским Бергманом». Кино «Объяснение в любви» потрясающее, так что мне в жизни повезло. А для меня очень важно – что я играла в кино. Между прочим, мой папа называл меня лошадью, говорил, что я тяжело ступаю. А на самом деле из-за моего независимого нрава и из-за того, что я всегда много работала. Один друг из Познани даже дарит мне в качестве сувениров ювелирных лошадок. Как-то я  сказала ему: «Да, я лошадка, я свободна, как лошадь, летом гуляю на травке, но в стойло меня и зимой не тянет». Такой выбор. Я давно ушла из репертуарного театра. Но одновременно работаю на сценах нескольких театров – в Варшаве, Белостоке, Вроцлаве. Все бегу куда-то, бегу, но именно это и понравилось когда-то Мотылю.
– Вам довелось играть русских женщин не только в советском и российском кино, известно, что и западные режиссеры приглашают вас на такие роли. Видите ли вы сходство между русскими и польскими женщинами?
– Конечно, эмоционально мы близки и, считаю, очень похожи. За нашими плечами – сотни лет общей истории, и если вы вспоминаете мои «русские» роли, значит, я сказала в них правду. Я счастлива, что сыграла Полину Гебль. Между прочим, ее должна была сыграть итальянская звезда Доминик Санда, но что-то не сложилось. И пусть не обижаются чудные русские актрисы, что не они сыграли эти замечательные роли. Авербаху приходило немало писем от актрис – «Почему полька играет, я должна сыграть!».
А когда Лидия Шукшина в 1988 году сыграла мать в польском фильме «Баллада о Янушике», наши актрисы тоже возмущались: «Почему русская должна играть полячку?» Но Шукшина сыграла потрясающе. Недавно этот фильм повторяли на канале «Культура». Это нормально, когда актеры играют в разных странах. Помню, с какими словами один режиссер выбрал меня для совместного фильма: «Сыграет эта – у нее есть имя». В совместных картинах играют в основном актеры – носители мощной информации. С удовольствием вспоминаю, как снимались с Барбарой Брыльской и Инной Чуриковой в фильме-шутке Игоря Угольникова «Казус белли». С Инной дружу с момента ее появления на сцене. А у российских режиссеров сниматься продолжаю – на Гдыньском фестивале недавно был показан фильм Александра Михайлова «Виски с молоком». Считаю, работала там с большой отдачей.
Мне нравится, что у вас в России не забывают о старшем поколении артистов, вы возносите их на высоту и не спихиваете с пьедестала. А у нас есть одна Ирена Шляфарска, ей 90, но она все еще чудит. А остальным нужно твердо держаться, не забуду, как журналисты «обстреливали» фильм Кшиштофа Кесьлевского «Двойная жизнь Вероники», отмеченный призами Каннского фестиваля. Время такое, надо быстро бегать, а не у всех это получается.
– Вы любите готовить?
– К счастью, мой муж ничего не ест, детей нет. Любимые блюда у Збигнева, конечно, есть, но не будем об этом говорить, потому что на всех каналах о кулинарии говорят, возьмите рецепт оттуда. С моим вторым мужем мы вместе уже 30 лет, а моя мама, помню, говорила: «Если будешь так громко и раскатисто смеяться, не выйдешь замуж». Мои родители были чудными людьми, мне их очень не хватает.
Беседовала
Вера ДЕМИДОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

Почему Аллу Пугачёву до сих пор не объявили «иноагентом»

Константин Воробьёв

Бывшая певица, а ныне – гражданка Израиля, достаточно чётко даёт понять, на чьей она стороне. Какое наказание её ждёт?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также