САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Когда звучит голос эпохи

Среди театральных премьер прошлого сезона спектакль по Симонову стоит в особом ряду. Ведь это тот самый случай, когда режиссеру не нужно и думать о том, чем он будет «удивлять» зрителя. Драма военных лет разворачивается в интерьере московской квартиры, уютно обустроенной народным художником России  В. Серебровским.

Среди театральных премьер прошлого сезона спектакль по Симонову стоит в особом ряду. Ведь это тот самый случай, когда режиссеру не нужно и думать о том, чем он будет «удивлять» зрителя. Драма военных лет разворачивается в интерьере московской квартиры, уютно обустроенной народным художником России  В. Серебровским.

Полковник Дмитрий Иванович Савельев (н.а. России В. Клементьев), после трех лет войны оказавшись в Москве проездом, заходит домой и застает здесь новых хозяев – архитектора Федора Алексеевича Воронцова (н.а. России В. Ровинский) и его дочь Олю (з.а. России
И. Фадина). Война грохочет где-то вдали, а здесь тишина и покой, и на месте все фотографии в кабинете Савельева – свидетели его счастливой довоенной жизни, которой уже никогда не будет. Потому-то столь безулыбчив и подчеркнуто безучастен в общении с людьми Дмитрий Иванович. Война обожгла его душу, и Клементьев мастерски передает это – даже взгляд у его героя словно присыпан пеплом.
Герой Клементьева – центральная, мощная фигура в спектакле, как только он появляется, вокруг него начинает вертеться вселенная этой квартиры. Полковника, конечно, не отпускают в гостиницу, и его ординарец Вася Каретников (Ю. Болохов), до войны мечтавший стать актером, становится другом дома на эти дни. Да, собственно, все боевые товарищи Савельева, включая «сына полка» Ваню (Петя Клементьев), становятся друзьями этого дома.
Перед зрителем проходит целая галерея ярко вылепленных характеров – отличительная черта спектаклей, поставленных народной артисткой СССР Татьяной Дорониной. Зритель отвык от этого, нынче в моде всевозможные «интерпретации» со схематично очерченными героями и расплывчатыми мотивами их поступков. И великое счастье окунаться в атмосферу спектаклей МХАТа им. М. Горького, который, наряду с Малым театром, называют порой «музеем», но остроты жизни, всякий раз убеждаюсь, здесь достанет на многие «не музеи».
Колоритен полковник Иванов в исполнении заслуженного артиста России А. Самойлова, этому гусару ВОВ, лихо закручивающему ус, посчастливилось получить отпуск, и к дочке он едет не с пустыми руками. Савельев отдал ему новую куклу, которую ему теперь некому дарить – семья его погибла в первые дни войны. Общение друзей столь заразительно, что аплодисменты звучат едва ли не после каждой из реплик, не говоря о финале сцены, где Савельев провожает боевого товарища. И происходит это потому, что время навсегда отпечаталось в чеканных строках Константина Симонова и аромат его умело передается в постановке.
За несколько дней Савельева, как в воронку, вкручивает в общение с людьми – такова его натура. На встречу с ним приходит Анна Григорьевна Греч (Т. Миронова), замечательный военврач, в полевом лазарете которой пришлось побывать и Савельеву. Актеры с воодушевлением играют военное братство своих героев, играют как бы исподволь, потихоньку, а оно невольно вырастает в эпический образ и столь прекрасно своей силой и верностью, что тебя почему-то охватывает тоска – в нашей жизни днем с огнем не сыщешь таких отношений. Редким счастливчикам, и прежде всего тем, кто сам способен быть другом, выпадает иметь настоящих друзей, а большинство и не знает, что это такое. И это главное впечатление от спектакля.
Клементьев умудряется ярко сыграть хорошего человека (всем ведь нравится играть негодяев, где якобы можно блеснуть), а его Савельев столь целен, надежен и обаятелен, что ему, безусловно, веришь. Полковник Савельев несет в зрительный зал весть из того времени, в котором прошел войну сам Константин Симонов и которое выковывало характеры не менее «гвоздевые», чем во времена Гражданской войны.
Спектакль, несомненно, отмечен автобиографическими чертами – историю любви поэта и актрисы (Валентины Серовой) знали все. И стихотворение «Жди меня» в разгар войны, как заклинание, бойцы посылали любимым. «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…» – сколь гениальные в своей простоте строки, столь магические. В спектакле не стали мудрствовать над тем, как удивить зрителей чтением всем известных строк. Валентин Клементьев читает стих в открытой манере, не жалея голоса и вкладывая в свое исполнение всю ту страсть влюбленного поэта и солдата, которая испепелила когда-то листки военного блокнота Симонова.
Клементьев убедительно сыграл зарождение чувства к Оле, сердце сурового полковника, незаметно для него самого, оттаивает на наших глазах. Вот такой «случай с Савельевым». Эти двое идут навстречу друг другу  медленно, осторожно, преодолевая невидимый лес преград. Они не имеют права на ошибку – она будет гибельной для обоих. Изящно ведет свою роль. И. Фадина, и очаровательная женственность ее Ольги побеждает настороженного, готового к долгому одиночеству Савельева. Им повезло, заклинание «Так и будет!», звучащее из уст архитектора Воронцова на проводах Дмитрия Ивановича с Васей и Ваней на передовую, полно оптимизма и веры в скорую Победу. Неслучайно это заклинание так напоминает слова из Обращения Сталина к народу в первые дни войны: «Наше дело правое. Мы победим. Враг будет разбит». Этой верой пронизан и весь спектакль.
Когда участников постановки спрашивают, не было ли у них сомнений в том, что они будут правильно поняты с их премьерой по Симонову, когда Россия переживает не лучшие времена, армия унижена, ветеранов взялись обеспечивать квартирами к 65-летию Великой Победы, а по Красной площади наряду с настоящими победителями маршируют те, кому больше пристало бы сидеть на гостевых трибунах, они отвечают – нет.
У Дорониной смелый, блистательный финал – из громкоговорителей в День Победы раздается голос Сталина. И зритель изумленно внимает ему, мгновенно считывая атмосферу момента. Прожекторы высвечивают две группы героев на авансцене – военных и гражданских. Два мира наконец-то получили возможность стать одним целым и начать восстанавливать свое Отечество. Финал потрясает правдивостью и умением поставить точки над i. Многоминутная овация. В театре редко такое увидишь. Так и будет. По слову поэта. Виват, королева, виват!..

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Смоленске состоялось заседание оргкомитета фестиваля «Молодежь – за Союзное государство»
  2. В России «портивших вид» бойцов СВО загнали в вагоны перед прибытием пассажирского поезда
  3. Дмитрия Губерниева попросили не возвращаться в Россию
  4. Владимир Путин поздравил Николаса Мадуро с переизбранием на пост Президента Боливарианской Республики Венесуэла
  5. Слуцкий: Франция обвиняла Россию в попытках дестабилизации Олимпийских Игр
  6. Лукашенко и Путин договорились к заседанию ВГС закрыть все проблемные вопросы по линии совбезов и правительств
  7. За ночь над территорией России были уничтожены 39 украинских беспилотников
  8. В Госдуме рассказали, какие законы вступят в силу в России в августе
  9. В ЧВК «Вагнер» рассказали о пятидневном бое с тысячью исламистами в Мали
  10. В Бресте открыли памятник из сплава монет СССР «Живая память благодарных поколений»
  11. В День ВМФ Владимир Путин принял военно-морской парад и открыл памятник адмиралу Ушакову
  12. Патриарх Кирилл наградил Владимира Путина орденом Александра Невского
  13. Набиуллина сообщила о максимальном за последние 16 лет перегреве экономики в РФ
  14. Польские и украинские политики поспорили о Волынской резне
  15. Экс-замминистра обороны Булгаков за 2018 год заработал 15,2 млн рублей

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

При Украине люди в Новороссии даже не мечтали о том, что делается здесь для них сегодня в России

На минувшей неделе там заработали сразу несколько крупных новых социальных объектов

МНЕНИЯ

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

Позор Франции

Вячеслав Володин

Под таким названием войдёт в историю церемония открытия Олимпийских игр 2024 в Париже.

Безголовая сатанинская Олимпиада

Михаил Васильев

Оскорблением христиан на открытии главного спортивного события в мире возмутился даже Илон Маск

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также