САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Русское слово в «Украинском авангарде»

В Киеве в Национальной филармонии Украины состоялся третий концерт в рамках цикла «Украинский авангард», подготовленного дирижером Романом Кофманом – одним из наиболее серьезных и в то же время разносторонних дирижеров бывшего Советского Союза. Отобранные им произведения, как и в предыдущих программах цикла, по стилистике не принадлежали исключительно к авангарду как одному из направлений в искусстве, но являлись авангардом в более широком значении.

В Киеве в Национальной филармонии Украины состоялся третий концерт в рамках цикла «Украинский авангард», подготовленного дирижером Романом Кофманом – одним из наиболее серьезных и в то же время разносторонних дирижеров бывшего Советского Союза. Отобранные им произведения, как и в предыдущих программах цикла, по стилистике не принадлежали исключительно к авангарду как одному из направлений в искусстве, но являлись авангардом в более широком значении.

Несмотря на то что на Западе музыкальный авангард достаточно популярен и много исполняется, на Украине, да и в России, исполнители нечасто берутся за него, считая, что   такая музыка сложна как для разучивания, так и для восприятия нетренированным ухом. Однако Кофман как высокий профессионал и смелый новатор взялся за это рискованное дело и доказал необоснованность подобных страхов. Публика очень тепло принимала все представленные произведения.
Концерт одновременно привлек внимание необычностью материала и логикой драматургии. В первой части презентовались произведения Леонида Грабовского и Виталия Годзяцкого – представителей группы «киевского авангарда», которая образовалась в 60-е годы XX века в противовес господствующему тогда соцреализму. После строгой, сухой «Маленькой камерной музыки №1» Грабовского прозвучала легкая, неоромантичная кантата Годзяцкого «Зелень вешняя» для меццо-сопрано и камерного оркестра на стихи Александра Блока. Второе отделение концерта составили композиции Сергея Пилютикова и Александра Щетинского – композиторов «харьковской школы», сформировавшейся в 1990-е годы. И тут снова был удачный контраст – после радикально-авангардной «Книги перемен» Пилютикова концерт завершился премьерой – яркой, увлекающей симфонией «Corpuscula vitae» («Части жизни») Щетинского, написанной им для сопрано, тенора и струнных на стихи Алексея Парина – известного российского театроведа, музыкального критика и либреттиста. Таким образом, и в первом, и во втором отделении в вокальных партиях «сиял русский ямб». После концерта мне удалось пообщаться с автором симфонии и узнать об истории ее подготовки к премьере.
– Александр, каковы ваши впечатления от премьеры, все ли получилось так, как хотелось?
– Ощущения двоякие. С одной стороны, я очень доволен работой с Кофманом, мы давно знакомы, лет двадцать, наверное, но впервые работаем вместе. Это было большое удовольствие – в интеллектуальном отношении, техническом, просто человеческом. Оркестр делал все возможное. Но в работе солистов и пианиста-репетитора я слышал ошибки, неполную готовность, а это всегда деморализует оркестр. Хотя, конечно, материал сложный, новый, к тому же они сильно загружены, а идея этого концерта возникла у Кофмана только в ноябре, времени для подготовки было мало. Дело в том, что вокальное произведение требует большего временного ресурса, чем просто инструментальное: сначала певцы сами разучивают произведение, потом с аккомпаниатором вместо оркестра, в это время оркестр тоже готовится, потом дирижер уже подключается к работе и вокалистов, и оркестра, и наконец это все сводится воедино. Помимо нехватки времени наши вокалисты не привыкли исполнять авангард. Не только современная классическая музыка XXI века остается за пределами их внимания, но, по сути, и произведения таких всемирно известных композиторов, как Шенберг, Берг, Яначек, Барток, Шостакович, Прокофьев. Наши певцы привыкли исполнять оперные хиты. На Западе ситуация иная – там с большим энтузиазмом берутся за новое.
– Но как бы там ни было, а симфония понравилась публике. К тому же никто не знал, как она должна звучать, да и вряд ли непрофессионал способен заметить такие огрехи…
– Да, конечно, в целом я доволен, в любом случае произведение пока не играно. Оно написано недавно – в 2009 году, и это его первое исполнение.
– Расскажите, пожалуйста, как началось ваше сотрудничество с Алексеем Париным? В концертном буклете написано, что он является автором либретто всех ваших опер.
– Алексей Васильевич Парин давно работает в этом направлении, а вообще он очень известный оперный критик, абсолютный авторитет в области оперного искусства. Его статьи печатают ведущие газеты и журналы Европы и Америки. Наше сотрудничество началось с того, что он сам выступил инициатором моей первой оперы.
– А разве все начинается с либретто?
– Да, сначала появляется либретто, а потом, по ходу сочинения музыки, она сама начинает диктовать какие-то изменения. Когда я чувствовал какие-то несоответствия, в наших операх появлялись мои литературные вторжения. Стихи, использованные мной, написаны Париным раньше, причем в разные годы – с 70-х по 2000-е, он просто сделал из них композицию по моей просьбе. В ней есть внутренняя смысловая линия, по сути, она сама – поэтическая симфония. Двенадцать частей произведения объединены между собой сквозным симфоническим развитием. Между моей музыкой и его текстом существуют тематические переклички, но я против параллелизма, музыка должна давать свои оттенки, а не дублировать текст. В целом моя симфония на его стихи – попытка создать многогранный портрет жизни человека в его разнообразии и неповторимости. Хочу отметить, кстати, что при компоновке им материала сказался его опыт как либреттиста, потому как музыкальное либретто всегда короче, чем, к примеру, драма или сценарий фильма. По сути, он написал либретто к симфонии.
– В 2000 году постановка вашей камерной оперы «Благовещение» была отмечена Российской национальной театральной премией «Золотая маска».
– Да, это была моя первая опера, поставили ее в московском театре «Геликон-опера». Она являлась частью спектакля-триптиха «Голоса незримого» на библейские темы, состоящего из трех одноактных опер: «Евы» Иосифа Барданашвили, «Моисея» Владимира Кобекина и моего «Благовещения». Художественным руководителем проекта опять-таки выступил Алексей Парин, а режиссером – Дмитрий Бертман, являющийся главным режиссером театра. Спектакль получил премию в номинации «Новация в музыкальном спектакле». Он понравился и публике, и критикам, но сейчас уже не идет –  таков стиль организации репертуара в этом театре – спектакль ставится, играется сезон-другой, а потом снимается и появляется что-то новое.
– Как обстоит дело с постановкой ваших опер на Украине?
– В Харькове ставят мою оперу «Бестиарий», уже идут репетиции. На Украине это первая попытка, до сих пор ни одна из четырех моих оперных работ у нас не ставилась, они звучали только за рубежом. Но дело не во мне, вся современная классическая музыка у нас звучит почти исключительно на специальных фестивалях. В обычной концертной жизни ее крайне мало. То, что делают Кофман и главный дирижер Симфонического оркестра Национальной филармонии Николай Дядюра, – это скорее исключение, уникальная для нашей страны вещь, достойная и подражания, и всяческой поддержки.


Елена БОЛДЫРЕВА,
спецкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также