Запах елки и поджаренного хлеба
Традиционная рождественская сказка «Щелкунчик» получила новое воплощение – Андрей Кончаловский снял фильм «Щелкунчик и Крысиный король» в формате 3D.
Замыслу уже очень много лет, когда-то над первым вариантом сценария Кончаловский работал вместе с Андреем Тарковским и Сергеем Михалковым. Тогда из этого ничего не вышло. Но хорошие истории не стареют, а «Щелкунчик» – это вечнозеленая сказка, которая будет актуальна всегда.
У Андрея Кончаловского получилось весьма добротное детское кино, которое, в общем-то, не скучно посмотреть и взрослым. Действие фильма происходит в XIX веке в Вене. Маленькая Мэри живет в роскошном доме вместе с братом Максом и родителями – добрыми, хорошими людьми, но слишком занятыми собой, чтобы обращать внимание на хрупкий внутренний мир собственных детей. Гораздо интереснее поехать во дворец на рождественский бал и пообщаться там с модным доктором Фрейдом. А к детям приходит добрый дядя Альберт, который дарит им волшебные игрушки (в том числе и заколдованную куклу-щелкунчика) и в популярной форме объясняет им теорию относительности. Нетрудно догадаться, что дядюшка Альберт не кто иной, как Альберт Эйнштейн. Вместе с Щелкунчиком и его кукольными друзьями Мэри попадает в волшебный сказочный мир и вступает в борьбу со злым крысиным воинством, возглавляет которое Крысиный король на пару со своей эксцентричной матушкой – Крысиной королевой.
– С одной стороны, «Щелкунчик» – это классическая сказка, в которой добро борется со злом, – говорит Андрей Кончаловский. – С другой – мы использовали сюжет только как основу для создания новой истории, где появился ряд новых увлекательных моментов. При этом наш фильм обращается к тем же вечным ценностям: идеалам любви, отваги и отзывчивости по отношению к окружающим тебя людям.
Режиссер позволил себе немного посмеяться над поп-культурой. Крысиный король в его фильме внешне очень напоминает Энди Уорхолла, а в русскоязычной версии его озвучил Филипп Киркоров (кстати, очень неплохо озвучил, так что певцу будет чем заняться, если он вдруг решит уйти с музыкальной сцены). А Крысиную королеву озвучила Алла Пугачева. Есть в картине и более серьезные аналогии. Крысиное воинство выведено здесь как фашистская армия. И формой, и повадками злые крысы напоминают фашистов. На первый взгляд может показаться, что это лишнее – зачем нагружать праздничную детскую сказку такими страшными моментами. Но с другой стороны, наверное, все-таки действительно лучше показать конкретное зло, детское сознание восприимчиво, то, что мы видим в детстве, крепко врезается в память на всю жизнь. И невероятно важно получить правильные установки именно в раннем возрасте.
Но главное, конечно, не это. Главное – это мягкий, пушистый снег на улицах Вены, огромная, под потолок, елка, украшенная красивыми игрушками, ощущение волшебства и предчувствие сказки. А еще божественная, иначе не скажешь, музыка Петра Ильича Чайковского. В фильме музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» звучит в современной, очень деликатной обработке композитора Эдуарда Артемьева. На эту музыку положены и песни, слова к которым написал обладатель «Оскара», популярный английский поэт и либреттист сэр Тим Райс, автор слов к рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», мюзиклу «Красавица и Чудовище», мультфильмам «Аладдин» и «Король-лев». В российском прокате, правда, звучат русскоязычные версии этих текстов.
В роли Мэри – очаровательная юная актриса Эль Фаннинг. Несмотря на возраст, у девочки уже довольно богатая фильмография. Среди фильмов, в которых она снималась, – «Вавилон», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Дежурный папа», «Где-то», сериал «Доктор Хаус». Эль блестяще справилась со своей ролью, кажется, что это не ребенок, а самая настоящая маленькая женщина, актриса, способная передать всю гамму чувств и переживаний своей героини. Среди взрослых партнеров Эль Фаннинг – Ричард Грант, Натан Лейн, Джон Туртурро. Из российских актеров в «Щелкунчике» занята лишь Юлия Высоцкая. Она сыграла сразу две роли – маму Мэри и Снежную фею. Впрочем, Кончаловский заметил, что хотел снимать зарубежную звезду, но что-то не сложилось, и его выбор, естественно, пал на Юлию.
На вопрос: «О чем кино?» – Андрей Кончаловский ответил так: «Можно сказать, что это кино об одиночестве, которое испытывает ребенок, если его дома не слышат. Это одиночество ребенок очень часто испытывает в любой семье – и в обеспеченной, и в необеспеченной. В лучшем случае оно выталкивает ребенка в фантазию. И в этом смысле кино – фантазия одинокого ребенка, который потом все-таки обретает родителей. Оказалось, что фильм про это, хотя я об этом не думал, когда писал сценарий. А по форме это сказка. Фантазия, мечта, запах елки и поджаренного хлеба. У поджаренного хлеба бывает очень хороший запах, в детстве, когда мама с утра на завтрак жарит вчерашний хлеб. Это, наверное, те самые вещи, которые каждому взрослому напоминают о детстве».
Александра ИВАНОВА