САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Николай БУРЛЯЕВ:

Фильм Юрия Кары по роману «Мастер и Маргарита», снятый в начале 80-х,  в ближайшее время выходит наконец на экраны. Недавно состоялась пресс-конференция с создателями фильма, в ней участвовал исполнитель роли Иешуа Га-Ноцри – народный артист России Николай Бурляев. В радостные святочные дни для всего православного люда России актер и режиссер отвечает на вопросы «СВ».

Фильм Юрия Кары по роману «Мастер и Маргарита», снятый в начале 80-х,  в ближайшее время выходит наконец на экраны. Недавно состоялась пресс-конференция с создателями фильма, в ней участвовал исполнитель роли Иешуа Га-Ноцри – народный артист России Николай Бурляев. В радостные святочные дни для всего православного люда России актер и режиссер отвечает на вопросы «СВ».

– Николай Петрович, вы первое впечатление от прочтения романа «Мастер и Маргарита» помните?
– Роман ошеломил меня, как и всех, кто читал его в конце 60-х, когда он появился в печати. Помню, читала вся интеллигенция Москвы. Жили мы в атеистическом государстве, и появление образа Христа в литературе было невероятным открытием для всех. И именно сцены с Иешуа, которые вы видели на экране, поразили мое воображение. Потом я видел варианты театральных постановок «Мастера и Маргариты», со временем стали появляться фильмы – в Италии, самый знаменитый, снял Пазолини, но ни один из исполнителей роли Иешуа не вызывал во мне доверия, я видел, что это игра ряженых, игра актеров.
Прошли годы, я стал заниматься режиссурой и задумал снять фильм по Евангелию. Разумеется, стал встречаться с иерархами церкви, священнослужителями, чтобы узнать их мнение, может ли человек грешный браться за такие темы. Ответ, как правило, был отрицательный, но один священник сказал мне: «Поскольку Господь дал вам этот участок борьбы за душу человека – а экран имеет  влияние на миллионы людей, –  то не просто «можете», а  должны это делать, иначе за вас это будут делать другие, и делать будут по-другому».
Это было ободряющее мнение, но тогда я не взялся за фильм по Евангелию, а как актер все время пытался подступиться к образу Христа. На пробах к разным ролям просил гримеров, не раскрывая, разумеется, своих планов, приблизить мой облик к иконописному, – вы могли видеть меня таким в фильмах «Игрок», «Детство Бэмби» и «Юность Бэмби». Хотел понять, насколько могу приблизиться к Главному образу.
В то время у меня не было критического отношения к роману, я проглотил его, как и все, особо не раздумывая. По прошествии времени появились работы специалистов, занимающихся духовным образованием, в частности профессора Духовной академии Михаила Михайловича Дунаева,  который утверждал, что роман написан с позиции Воланда, который вершит судьбы героев. Помню, читал статью в то время, когда раздумывал, соглашаться ли на участие в фильме «Мастер и Маргарита», в котором мне предлагали роль Ивана Бездомного.
На пробах объявил Юрию Каре, что эта роль мне не интересна и  есть лишь один образ, который я попытался бы воплотить, – Иешуа Га-Ноцри. Кара сделал пробу, и получилось убедительно. Так я стал последним из множества претендентов, пробовавшихся на эту роль. Но как только мне объявили, что я утвержден, от съемок отказался, и мы расстались. Киногруппа на целый год оказалась в простое,  потом все-таки приступили к работе, и режиссер вновь позвал меня на роль Иешуа.
– Как вы относитесь к тому, что Булгаков позволил себе сопоставить свою судьбу с судьбой Великого правдолюбца, ведь у иерархов Церкви именно эта концепция вызывала возражения?
– Вдаваться в подробности не буду, скажу только, что мне близка точка зрения профессора Дунаева. И несмотря на то что роль Иешуа –  лучшее, что я сделал в кино, сегодня не взялся бы за эту работу, потому что понимаю – правы те, кто считает, что прикасаться к этому образу грешные люди не должны. Но работалось над образом Иешуа празднично, спокойно, состояние души было молитвенно-возвышенное, я испытал то, что называется ощущением гармонии.
– Юрий Кара рассказывал, что невероятная мистика помешала состояться съемкам в Судаке, и насколько плохо шли дела на Черном море, настолько прекрасно было все, когда съемочная группа оказалась на Красном.
– Да, все сцены с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом снимались на Святой земле, мы жили в гостинице в одном номере с Львом Дуровым, он играл Левия Матвея. Должен сказать, что, соглашаясь на участие в фильме, я поставил условие, что изменю антиевангельские фразы в булгаковском тексте – там, где Иешуа рассказывает, что за ним повсюду ходит Левий Матвей и записывает все, что он говорит. Режиссер со мной согласился, и работалось мне, как ни над одной ролью, поразительно легко. Конечно, приходилось преодолевать себя, я постился, молился, жил уединенно от группы, стараясь, чтобы суетный мир не вторгался в мою жизнь. Трижды был у Гроба Господня, там же в одно из посещений был причащен и благословлен на этот труд. И сейчас, глядя на экран,  я не ощущаю, что это я, мне трудно даже осознать, кто передо мной, у меня не было такого отношения ни к одной роли.
– Помните ли какие-то поворотные моменты в работе над ролью?
– Однажды мне здорово помог режиссер, мы снимали в тот день сцену ожидания приговора суда – после доноса разбойника. Мы стояли перед Понтием Пилатом, и я чувствовал, что у меня что-то не ладится, что  не могу приблизиться к Идеалу, что это всего лишь я нахожусь перед камерой – и все тут. Юрий Кара стоял у камеры, которая отстояла от нас, актеров, метров на десять, и вдруг обронил такую фразу: «Ведь Он всех любит…» И это была очень точная подсказка, в этот момент что-то замкнуло в моей душе и сознании, зерно образа было найдено, и из глаз моих, говоря высоким штилем, заструилась любовь. Ко всем – к Понтию Пилату, разбойникам, жителям города, к группе, с которой я работал… И с тех пор, почувствовав это «зерно», в каждой сцене старался ощущать его – так актерское решение образа приблизилось к исторической правде, потому что «Он – это любовь», говорится в Писании.
– Вы дистанцировались от партнеров во время съемок, можно узнать, как вам работалось с Понтием Пилатом – Михаилом Ульяновым?
– Очень просто – обычное партнерство, Ульянов – профессионал, точный типаж, очень подходил для этой роли.
– Признаете ли существование мистического табу на экранизацию и сценизацию  романа «Мастер и Маргарита»? И обещание всяческих неприятностей тем, кто берется за эту тему?
– Мне трудно судить, но, похоже, что так, во всяком случае, в моей жизни были трудности именно во время работы над этим фильмом. То, что фильм так долго не выпускали на экран, тоже о чем-то говорит. И меня, к слову сказать, это не очень волновало, значит, так и должно быть. И, возможно, Господь уберегал меня от лишних соблазнов и искушений показаться в этой роли.
– Смотрели ли вы фильм Скорсезе, где Христос показан человеком, оставшимся жить?
– Нет, выключил телевизор при первых же кадрах, увидев ересь.
– Вы сказали, что не взялись бы сегодня за роль Иешуа – отрицаете возможность создания образа Христа кинематографическими средствами?
– А зачем?.. Есть икона, храм, распятие, а Христос, показанный на экране, в любом случае это актер, играющий Его. Так зачем же пытаться сыграть Истину, воплотить Идеал? Вот я попытался, и это тоже мой грех… И хотя слышал немало одобрительных отзывов от наших священников и сербских монахов, почему-то все чаще вспоминаю слова отца Иннокентия, первого духовника Международного кинофорума «Золотой витязь», о том, что не надо было делать этого.
– Что же, выходит, только художник может воплощать образ Спасителя? Но он тоже берет краски из своей души, и его живая энергетика передается при прикосновении кисти к холсту или дереву.
– Иконы пишут, как правило, монахи, соблюдая канон. Они молятся, находясь в духовном потоке, поэтому икона свободна от «самости» автора, поэтому через нее всегда можно выйти в горний мир. И я, берясь за роль, грешным делом, думал, что поборюсь с Князем тьмы на его территории, но, увы, это был всего лишь голос моей гордыни, не более того. Три эпизода с Иешуа не делают большой погоды на поле романа и фильма, там царствует Воланд. Между прочим, получилось так, что  именно я в образе Иешуа навел на «зерно» исполнителя роли Воланда – Валентина  Гафта.
Гафт  прилетел на Святую землю и зашел к нам с Дуровым в номер. Увидев на моей тумбочке снимок – кто-то из массовки «щелкнул» сцену казни, – Валентин приник глазами к фотографии, подойдя к тумбочке, взял ее в руки. «Коля, какие глаза… какая любовь… боль… за всех… Теперь я знаю, как надо играть Воланда…» И с этими словами ушел. Потом была телепередача, в которой участвовал Шнитке, его приглашали писать музыку для фильма. И он сказал, что, увидев  сцены с Иешуа, согласился работать: «Да, здесь есть о чем писать…»
Напомню, что три сцены с Иешуа в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» включают разговор с Понтием Пилатом, казнь и – в ретроспекции – проходы Учителя по пустыне, очень красиво снятые.
– «Покой» Мастера – что это в вашем понимании?
– Эти булгаковские мысли мне очень близки, я тоже всю жизнь ищу «покоя», это самое главное, что ценю в жизни. Достичь «покоя» в моем представлении – это приблизиться к Истине, стать самим собой, избавиться от суеты. Наверное, это имел в виду Михаил Афанасьевич Булгаков, когда писал о  грядущем «царстве истины и справедливости». Не могу не напомнить эту главную мысль Булгакова – «Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…»
– Спасибо вам, Николай Петрович, за эти мимолетные воспоминания, и пусть  все ваши чаяния сбудутся.
– Благодарю.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также