САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Счастливое число Татьяны Троянович

Когда меня пригласили на спектакль с интригующим названием «№13», признаюсь, шел туда с определенным скепсисом: ну чем можно меня сегодня еще удивить? Удивили! Я увидел изящное, искрометное зрелище, демонстрирующее то самое «мерцающее» превосходство искусства над реальной жизнью, после которого она становится не такой уж мрачной и холодной, какой особенно кажется дождливой осенью.

Когда меня пригласили на спектакль с интригующим названием «№13», признаюсь, шел туда с определенным скепсисом: ну чем можно меня сегодня еще удивить? Удивили! Я увидел изящное, искрометное зрелище, демонстрирующее то самое «мерцающее» превосходство искусства над реальной жизнью, после которого она становится не такой уж мрачной и холодной, какой особенно кажется дождливой осенью.

Режиссер-постановщик спектакля Татьяна Троянович и весь коллектив подарили зрителям удивительный мир, в котором кипела завораживающая жизнь, и было в ней как-то необычно тепло, светло и смешно. Успех спектакля был впечатляющий! Когда потом задумался над секретом такого успеха, то не сразу нашел ответ. Да, великолепный сюжет – поэтому и была в свое время пьеса в Великобритании награждена премией Лоуренса Оливье как лучшая комедия года. Да, блестящая комедия положений, триумфально прошествовавшая по театральным подмосткам мира с неизменным аншлагом. Но ведь сколько бывало случаев, когда даже хорошие режиссеры умудрялись безнадежно «запороть» отличный сюжет!.. Поэтому вопросов к режиссеру спектакля Татьяне Троянович у меня было много.
– Смотрел ваш спектакль и впервые за много лет совершенно забыл о реальном времени, в котором существую. Как потом убедился – не я один! В чем, на ваш взгляд, секрет такого оглушительного успеха?
– Большого секрета нет – профессионализм постановочной группы и актерского состава. И потом, размер удачи соответствует размеру риска. В любом творческом акте риск обязательно присутствует. Разумеется, рисковали и мы, когда приступали к постановке пьесы Куни.
Комедия – наиболее востребованный современным зрителем жанр. Сегодня театры поставлены в довольно жесткие рамки выживаемости, репертуарная политика направлена в первую очередь на то, чтобы привлечь зрителя. Так что когда мне поставили задачу найти и поставить хорошую комедию, то я искала прежде всего агрессивный вариант.
– Слово «агрессивный» всегда подразумевает некое нападение…
– Я ни на кого не собиралась нападать. Каждый режиссер мечтает о вещах более серьезных и глобальных, чем просто забавлять и веселить публику. Но если уж взялся веселить, то – до слез! Вот это я и называю агрессивным вариантом.
– Пьеса Рея Куни уже самим названием – «№13» – как бы символизирует нечто мистическое, да и построена она на случайностях, нелепостях, ее действо постоянно балансирует на грани фола. Но удивительная вещь – на сцене господствовал антураж из череды трупов, а «чернухой» и не пахло. Не было ли соблазна добавить немного «черного перчика»?
– Не было, потому что это очень хорошая, качественная драматургия. Мы только немного сократили сюжет для достижения большего динамизма. Мне хотелось, чтобы ритм пьесы не замедлялся, чтобы, как у скорого поезда, «вагончики» сцен стремительно мелькали один за другим.
– С интересом посмотрел потом и другой ваш спектакль по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», поставленный несколькими годами раньше. Довольно оригинальная работа – тоже всегда с аншлагом. Кстати, главный герой Глумов – по сюжету весьма отрицательный тип – в вашей постановке в чем-то вызывает даже симпатию и сочувствие.
– Спектакль Островского уже третий год живет своей собственной, независимой от меня жизнью. И похоже, что эта жизнь успешна. Островский выводил образ главного героя как зарождающийся новый общественный тип – человек, у которого нет четкой границы между добром и злом. Глумов в пьесе достаточно расчетлив, холоден и прагматичен. Таким сыграл его и Юрий Яковлев в известном фильме. Но мне как режиссеру образ расчетливого вышколенного подлеца был неинтересен. И мы вместе с главным исполнителем Петром Юрченковым-младшим решили показать человека, загнанного жизнью в угол. Он образован, талантлив, умен, но его таланты никому не нужны. В этом не только его драма, но и вина социума. И когда человек доходит до какого-то определенного предела безысходности, он начинает с окружающим миром своеобразную войну. Мол, если вам мои таланты, мои честность и порядочность не нужны, то пожалуйста – я могу быть и другим.
– Кого считаете своими учителями?
– Режиссерская профессия – определенное мировоззрение, определенный образ жизни, требующий обучения всю творческую жизнь. Поэтому всех, от кого взяла хоть крупицу знаний, с полным правом могу назвать учителями.
– Один из наших высоких чиновников как-то заметил, что Академия искусств не в состоянии готовить на должном уровне режиссеров, сценаристов и актеров. Но как раз ваш пример опровергает эту посылку...
– Творческие люди – это штучный товар, и его невозможно выпускать конвейером. Из 6-10 студентов-режиссеров в профессии остается в лучшем случае 2-3 человека. Нас было восемь на курсе, а работаю по профессии практически я одна. Многие уходят в смежные специализации. Мой однокурсник Дмитрий Пустильник работает на телевидении, ведет белорусский вариант программы «Жди меня», Иван Щетко – актер Молодежного театра.
Очень неплохое поколение ребят окончили Академию искусств уже после меня. Выпускник нашей академии Егор Легкин – очередной режиссер Театра юного зрителя, его однокурсница Екатерина Аверкова недавно была назначена главным режиссером Могилевского драматического театра. Талантливо молодое поколение актеров нашего театра – Георгий Сивохин, Артем Давидович, Полина Сыркина – тоже выпускники нашей Академии искусств.
– Интересно, а как вы попали в Театр киноактера?
– Я познакомилась с этим театром на первом курсе Академии искусств. И работать там было тогда за пределами моих мечтаний. Но на четвертом курсе меня туда пригласил мой коллега на должность администратора. Сначала я отказалась, но он меня убедил, что повертеться в этой «кухне», узнать ее изнутри будет полезно. А через некоторое время я предложила художественному руководителю театра Александру Васильевичу Ефремову поставить пьесу Островского. Тогда я предлагала постановки во многие театры, многие видели мой дипломный спектакль «Терроризм», хвалили его, но… Единственным человеком, который не побоялся рискнуть, оказался Ефремов. А следующей работой стала пьеса «№13» Р. Куни. Так что не будет преувеличением сказать, что как режиссер-постановщик я состоялась благодаря А. Ефремову, с его легкой руки.
– На мой взгляд, Театр киноактера на сегодняшний день – один из лучших театров столицы Беларуси, он не обделен вниманием. И вместе с тем – мало премьер, не очень богатые декорации…
– Мы берем не количеством и помпезностью, а качеством и искренностью. В ноябре этого года у нашего театра юбилей – 30 лет со дня основания. Старшее поколение – выпускники ВГИКа (белорусский набор): Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Лидия Мордачева, Нина Розанцева, Петр Юрченков-старший и другие. Позже в театр влилась группа выпускников Белорусского театрально-художественного института: Анатолий Терпицкий, Виктор Рыбчинский, Ирина Нарбекова… Эти два поколения сформировали эстетику тогда еще Театра-студии киноактера, последующие ее развивали.
– Расскажите об актерах вашего театра. Есть ли у вас, как у режиссера, любимчики? Попробую угадать после просмотра «№13»: Харланчук? Юрченков-младший? Полякова? Арланова? Очевидно, что это в основном актеры вашего поколения...
– Ставить вопрос о любимчиках, наверное, некорректно. Это сродни вопросу родителям: кого вы из своих детей больше любите?.. Но мне действительно нравится работать с актерами моего поколения. У нас, как говорят, одна «группа крови». Такие актеры ближе мне по духу.
– Расскажите хотя бы о тех, кого я назвал.
– Павел Харланчук – наверное, лучший актер Беларуси в своей возрастной категории. Мы вместе учились в Академии искусств. С Пашей связана моя первая режиссерская победа – на третьем курсе я была удостоена Диплома Межвузовского конкурса режиссерских работ, который проходил на базе Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина в Москве, за постановку спектакля по пьесе Юджина О’Нила «Алчба под вязами». В этой работе Паша сыграл главную роль.
Вера Полякова – актриса, которая умеет поразительным образом слышать режиссера и понимать его. Наше знакомство началось со спектакля «12 стульев» – Вера была уже известная актриса и телеведущая, а я только начинала. С тех пор я приглашаю ее в каждый свой спектакль.
Валерия Арланова удивительно тонкий и красивый человек, одновременно непредсказуемый и глубокий. Ее участие в работе – гарантия стабильного качества.  У Петра Юрченкова-младшего потрясающий актерский «нюх» – он абсолютно точно импровизирует на сцене. И часто его импровизации в своей основе имеют парадоксальный ход, который «взрывает» роль изнутри.
– Пока что вы ставите, можно сказать, только классику. Как вы выбираете для себя драматургию? Есть ли такие молодые драматурги, которые могли бы заинтересовать вас как режиссера?
– Есть мой собственный взгляд на жизнь, и я подбираю драматургию, которая ему соответствует. Что касается молодых авторов, то у нас существует механизм отбора – лаборатория при Республиканском театре белорусской драматургии. Меня приглашали для участия в читках, но пока это не мои тексты, не моя стилистика. Их тематика и проблематика меня не затрагивают. Думаю, что писать нужно не на острые, злободневные или оригинальные темы, а о том, что болит у тебя самого. Тогда не будет надуманности и искусственности.
Но, разумеется, это не означает, что нет хорошей современной драматургии. Мой режиссерский диплом был поставлен по современной пьесе екатеринбуржцев братьев Пресняковых «Терроризм». Потрясающая пьеса с оригинальной формой, мощной проблематикой и образным языком. Если найду аналогичную – обязательно поставлю.
– Бываете ли в Москве? Не отразится ли на сотрудничестве белорусского и российского театров некоторое торможение в развитии Союзного государства?
– К счастью, сотрудничество белорусского и российского театров мало подвержено политической конъюнктуре. Наши театры всегда будут развиваться в тесном союзе, так как у нас одна школа. Символично и то, что наш театр находится в здании кинотеатра «Москва», так что в «Москве» бываю ежедневно. А если серьезно, то не так часто, как хотелось бы. Академию искусств ежегодно приглашают на режиссерскую конференцию в Театральное училище им. Щукина. Пожалуй, это единственная возможность посмотреть вживую спектакли московских театров. В остальном… Спектакль «№13» в постановке В. Машкова смотрела только на видео. Но было бы неплохо, если бы лучшие спектакли российских режиссеров студенты Белорусской академии искусств могли посмотреть хотя бы в записи.
– Нужен ли театр сегодня – в мире, который буквально напичкан всякого рода «зрелищами», как реальными, так и виртуальными, значительно более доступными и понятными широким массам?
– Театр – не просто зрелище. Это осколок зеркала. В нем зритель видит одну из граней мира и себя в пространстве и времени. Хороший театр не столько развлекает, сколько требует сопереживания и работы интеллекта. Именно этот процесс дает духовное обогащение. В современном обществе потребления, с его постоянно меняющимися ценностями обязательно должен оставаться институт, напоминающий человеку, что он все еще Человек, а не социальное животное.
– Хватает ли вам в вихре дел времени на личную жизнь? И как вы ее понимаете?
– Я не делю свою жизнь на личную, общественную и профессиональную. Живу в едином потоке, и мне это нравится.
– И все-таки: в чем формула успеха режиссера Татьяны Троянович ?
– Заниматься делом, которое приносит удовлетворение.

Беседовал
Алесь
ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также