САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Сезон «Щелкунчика»

Главные из них приготовил киевский хореограф Раду Поклитару, снискавший славу «мастера скандалов в классическом балете». 14 лет назад начинающий хореограф Поклитару привез на конкурс в Витебск свою работу и провалился на первом туре. Озадаченно подошел к мэтру современной хореографии Евгению Панфилову, одному из соучредителей первых фестивалей в городе на Двине, чтобы понять, что не так. И тот открыл глаза – искусство расцветает при феноменальном соединении контрастов. Поэтому, прежде чем поставить всем известную сказку «Щелкунчик», Поклитару перечитал Гофмана и увидел свое либретто для кассового спектакля.

Главные из них приготовил киевский хореограф Раду Поклитару, снискавший славу «мастера скандалов в классическом балете». 14 лет назад начинающий хореограф Поклитару привез на конкурс в Витебск свою работу и провалился на первом туре. Озадаченно подошел к мэтру современной хореографии Евгению Панфилову, одному из соучредителей первых фестивалей в городе на Двине, чтобы понять, что не так. И тот открыл глаза – искусство расцветает при феноменальном соединении контрастов. Поэтому, прежде чем поставить всем известную сказку «Щелкунчик», Поклитару перечитал Гофмана и увидел свое либретто для кассового спектакля.

Магия поклитаровского «Щелкунчика» захватывает с первых тактов. Роскошные костюмы и утонченный артистизм, ошеломительные режиссерские новации дополняют меткие психологические наблюдения. А сколько комизма в сцене, когда серые мыши в белых пачках на пуантах нестройными голосами трогательно распевают вокализ!
Второй спектакль Поклитару («Дождь» на музыку народов мира и И.С. Баха), прошедший в рамках фестивальной программы уже как мастер-класс, еще раз продемонстрировал поклонникам современной Терпсихоры проникновение в теорию невероятности в тандеме со смелым талантом и безупречным художественным вкусом. Своим дерзновением «Киев модерн-балет» расширяет рамки современного искусства и не оставляет никакого шанса для скуки.
Среди мэтров в составе жюри конкурса фестиваля немало именитых постановщиков: от страны-хозяйки – Валентин Елизарьев (он же председатель судейской коллегии), Дитмар Зайфферт (Германия), Cяо Сухуа (Китай), Рене Номмик (Эстония), само собой, Раду Поклитару и Сергей Смирнов из Екатеринбурга. К слову, не единожды лауреат «Золотой маски» Смирнов приготовил свой очередной сюрприз с претензией на сенсацию для гостевой программы фестиваля: премьерный показ танц-спектакля «За краем край», поставленного с коллективом прославленных панфиловцев.
– Я всегда ставлю на конкретного исполнителя, – говорит Сергей. – Мне интересно работать с пермским театром «Балет Евгения Панфилова», потому что любое отвлечение от своей труппы дает возможность посмотреть на себя с другой стороны. Работа с балетом Панфилова – это как новая любовная история.
Смирнов не любит сцен с респектабельным горизонтом и артистами во фраках. Его стихия – местечковые неудачники, маленькие люди в потертых штанах и старых ботинках. Их мир – соитие духовного и материального, щемящая тоска по несбывшейся мечте, ретропрочтение давней истории с грустным финалом. Исключительно уральский, или возьмем шире – русский, современный балет с эксцентричным началом.
«Витебский фестиваль современной хореографии дал начало многим состоявшимся ныне проектам», – считает минский хореограф Дмитрий Залесский, который сам вырос на этом престижном фесте, а теперь с успехом колесит по Европе. И на этот раз сам Залесский и его «D.O.Z.SK.I» удивляли жюри и зрителей своими новыми яркими постановками, настаивая на том, что между хореографами нет «ничего общего» (так и называется его кричащая миниатюра про двух задиристых гусей). Жюри присудило Дмитрию Залесскому самую «дорогую» для хореографов премию международного фестиваля – Премию имени Евгения Панфилова, которая вручается в Витебске с 2002 года.  И это стало признанием белорусской хореографической школы. Теперь Дмитрий мечтает, чтобы у его театра появилось свое помещение.  
А вот Гран-при солистам государственного ансамбля танца Китайской народно-освободительной армии никого не удивило. Китайские танцоры были безупречны и показали высший класс. Их «Осмысление» – известная тема о сокровенном и вечном, и хотя в танце в принципе не было никакого эксперимента, но в отточенном мастерстве прослеживалась основательная подготовка.
Свежим ветром повеяло на фестивальной сцене и с японского острова Садо. Миниатюра, представленная японскими танцовщицами, занявшими второе место в конкурсе, соединила, казалось бы, несоединимое: традиционную культуру Страны восходящего солнца и европейский взгляд на современный женский танец.
– В Витебске мы увидели европейскую культуру с новой для нас стороны, – отметила Мицуэ Вакабаяши. – Нас поразила свобода, с которой вы мыслите.
Новые стили и техники современной хореографии, представленные на международном фестивале, объединившем танцовщиков 13 стран, теперь стали достоянием как европейских, так и восточных хореографов. Разъезжаясь по домам, они снова сказали друг другу: до новой встречи в Витебске!

Светлана ДЕДИНКИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также