Поиск новых лауреатов
Отличительной особенностью кампании по выдвижению произведений на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011-2012 годы является то, что Министерство культуры распространило информацию о премии по всем регионам и мероприятия отныне проводятся не только в Москве и Минске. В октябре – ноябре состоялись «круглые столы» в Гродно и Могилеве в Беларуси. В России «круглый стол» состоялся в Санкт-Петербурге.
Поскольку работа с молодежью занимает особое место в интеграционном процессе братских стран, представители Постоянного Комитета Союзного государства и творческих союзов и организаций в городе на Неве провели еще и встречу со студентами. Президент Специализированного фонда российско-белорусского партнерства «Белые Росы» Ирина Рогова оказала большую помощь в проведении мероприятия, пригласив студентов Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Ленинградского колледжа культуры и искусства, Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургского политехнического университета, актеров молодежного театра «Белые Россы», членов молодежной организации «Золотое кольцо школ – друзей Беларуси» при фонде «Белые Росы».
Цель этой встречи заключалась в том, чтобы донести до молодежи информацию о Союзном государстве и его проектах. И заинтересованный диалог состоялся. Для многих ребят то, что они услышали, явилось откровением. Заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Посткома Союзного государства Ольга Виноградова рассказала о сотрудничестве Беларуси и России, о программах, финансируемых из бюджета Союзного государства, о проектах в сфере культуры, молодежных программах, о процедуре номинирования на премию. Беларусь представляли солистка Большого театра оперы и балета Беларуси, народная артистка Беларуси Наталья Руднева, член правления Белорусского союза кинематографистов Галина Злобенко, заведующий литчастью Национального театра имени Янки Купалы Игорь Скрипко. На встрече присутствовал молодой дирижер Евгений Хохлов, выпускник Санкт-Петербургской и Минской консерваторий, ныне он дирижирует симфоническими оркестрами в «Санкт-Петербург-Опера» и Белгосфилармонии.
В заключение встречи заместитель директора Дирекции телевизионных, радиовещательных и интернет-программ ТРО «Союз» Ольга Родионова рассказала о том, как снимался фильм «Брестская крепость». Студенты посмотрели документально-публицистический ролик на эту тему.
* * *
В Белом зале Законодательного собрания Санкт-Петербурга состоялся «круглый стол» «Тема единения народов Беларуси и России в творчестве. О премии Союзного государства в области литературы и искусства».
Открыл заседание депутат, председатель контрольной группы Законодательного собрания Константин Серов, который рассказал, что в городе трудится около 60 тыс. белорусов. Многие из них занимают высокие посты в госструктурах, а белорусские организации и землячества играют заметную роль в культурной жизни Северо-Западного региона. На мероприятии выступили председатель Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга, народная артистка СССР и России Ирина Богачева и член Экспертного совета при Комитете Госдумы ФС РФ по делам ветеранов Павел Буров. Всего прозвучало более 20 выступлений представителей российских и белорусских творческих союзов.
Выступавшие одобрили усилия Постоянного Комитета по расширению географии проведения творческих встреч, высказали немало предложений о реализации новых проектов. Важный акцент был сделан на том, что среди программ Союзного государства нет ни одной по культуре. Культурное сотрудничество, как отметили, носит «одноразовый характер». А между тем было отмечено, что фестивали «Творчество юных» и «Творчество инвалидов», мастер-классы, к примеру, могли быть объединены в программу по повышению мастерства и т.д. Содержательный разговор был обращен в будущее и, безусловно, даст еще свои результаты.
* * *
В Москве в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского состоялась творческая встреча с ведущими артистами российских и белорусских цирков.
Выступления цирковых трупп, к сожалению, не так часто освещаются в прессе, в то время как белорусско-российское сотрудничество в этой сфере существует на достаточно высоком уровне. Выявление общей направленности этого сотрудничества и было целью творческой встречи в цирке. Артисты с интересом выслушали информацию об условиях выдвижения цирковых номеров на премию Союзного государства. Художественный руководитель – генеральный директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк отметил, что «соревновательный фактор» способствует сближению культур, и предложил проводить всесоюзные конкурсы в различных номинациях и учредить звания лауреатов. Для тех, кто вносит весомый вклад в развитие культуры Союзного государства, Костюк предложил учредить звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста Союзного государства. Директор отметил, что в Цирке на проспекте Вернадского работают 18 белорусов, они заняты в 11 номерах. Директор – художественный руководитель Белорусского государственного цирка Татьяна Бондарчук отметила, что в совместном проекте по цирку могут значиться мастер-классы, обмен гастролями и многое другое. И подчеркнула, что самое главное, чтобы проект был профессиональным, а не самодеятельным.
Ольга Виноградова отметила духовную составляющую цирка, напомнив, как в детстве всех нас воспитывал цирк. И рассказала о талантливых ребятах из Орши – их коллектив «Воздушные акробаты» принимал участие во многих мероприятиях Союзного государства, например в «Славянском базаре» и фестивале «Творчество юных» в Анапе. Виноградова предложила выпустить календарь совместных мероприятий и книгу о сотрудничестве российских и белорусских артистов цирка.
Эмоционально выступил художественный руководитель Театра кошек «Кошкин Дом» Юрий Куклачев. Он признался в любви к Беларуси и сказал, что его книги из цикла «Уроки доброты», где он на примере работы с животными ведет беседы о детской психологии и педагогике, популярны в Беларуси. Артист рассказал, что с самого начала работы с кошками ведет дневники, в которых рассказывает об их особенностях. «Именно в цирке, – сказал Куклачев, – он почерпнул ту основу, которая дала ему возможность реализовать себя».