По Большому счёту
Артисты оперы и балета из Беларуси и России приезжают друг к другу на гастроли, участвуют в совместных проектах, презентуют красочные премьеры, билеты на которые разбирают вмиг

ВСЕГДА АНШЛАГ
- Нет лишнего билетика? Куплю дороже, чем в кассе! – на ступеньках у входа в Большой театр Беларуси гостей нередко атакуют такими вопросами. Неудивительно! В репертуаре – мировые и отечественные «жемчужины». Посмотреть спектакли в праздничной обстановке, сделать шикарные фото и насладиться творчеством талантливых артистов стремятся белорусы и зарубежные гости.
- То, что происходит сейчас -- огромное счастье, - не скрывает эмоций Екатерина Дулова, гендиректор Большого театра Беларуси. – В прошлом году театр посетили около 245 тысяч зрителей, средняя заполняемость зала более 86 процентов. За январь - февраль 2025 года цифры выросли до 95 процентов. Это огромное значение для грандиозного театра на 1,1 тысячу мест.
Нехитрая арифметика показывает, что почти каждый спектакль - с полным залом.
ОТ ПИКОВОЙ ДАМЫ ДО КАРМЕН
Главные партии в спектаклях Большого театра Беларуси исполняют гости из ведущих российских театров. В день рождения Союзного государства 8 декабря в Минске представили легендарную оперу «Хованщина», которой восторгались на всех пяти континентах. Оркестром Большого театра Беларуси дирижировал российский маэстро Валерий Гергиев.
В январе солист Михайловского театра оперы и балеты Санкт-Петербурга Михаил Пирогов исполнил на минской сцене партию Радамеса в опере Верди «Аида». Белорусская публика не раз аплодировала артисту в пуччиновском «Турандоте», экспрессивной «Кармен».
Пару месяцев назад на сцене Большого театра Беларуси в образе Джильды в драме «Риголетто» блистала приглашенная молодая солистка московской «Геликон-оперы» Александра Соколова. В начале весны белорусские театралы аплодировали народному артисту Татарстана и Башкортостана – солисту Башкирского театра оперы и балета Ильгаму Валиеву, а также российскому оперному певцу Ивану Гынгазову в мистической драме Чайковского «Пиковая дама».
В этом году с 17 по 23 июля на сцене Большого Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана с постановками «Красная Жизель» и «Преступление и наказание».
ПРИБЛИЖАЯ ПРАЗДНИК: ЗАДЕЙСТВОВАНА ВСЯ ТРУППА
Лейтмотив этого года для наших стран – 80-летие Великой Победы
Организаторы талантливо выдерживают баланс просветительских и патриотических мероприятий. Белорусский проект «Патетический дневник памяти» покажут в Москве. В основе масштабного вокально-хореографического произведения музыка отечественных композиторов, которую дополнили документальные свидетельства трагедии и героизма белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. На сцену выходит практически вся труппа — более 300 человек!
Екатерина Дулова поделилась подробностями:
- Это большое полотно, посвященное историческим событиям, трагическим и радостным моментам истории нашей страны. Покажем в Большом театре России 2 апреля.
А уже 1 мая уникальный творческий проект под открытым небом презентуют на территории мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».
КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ: ВСТРЕЧАТЬ В МИНСКЕ ЛЕТО - ХОРОШАЯ ПРИМЕТА
Отпускной сезон в Беларуси начнется с выступлений Приморской сцены Мариинского театра
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко не сомневается: сотрудничество между нашими странами получит новый импульс и большие расстояния здесь не помеха. Красочный и музыкальный сюрприз для белорусов - спектакли «Тысяча и одна и ночь» и «Корсар».
- Они будут идти четыре дня. В Минск приедут 230 артистов балета. Безусловно, это масштабное, грандиозное зрелище с участием в том числе артистов Мариинского театра. Мы надеемся, что осенью Большой театр со своей труппой даст возможность жителям Приморского края увидеть балетное искусство Беларуси, - высказал пожелание российский губернатор.
- За два последних года театр подписал меморандумы о сотрудничестве с шестнадцатью зарубежными театрами. Десять представляют Россию. Это позволило нам расширить контакты и организовать масштабные обменные гастроли, в том числе с Большим театром России, выступить в Астраханском и Самарском театрах оперы и балета, а также на Новой сцене Мариинского театра. Кроме того, наш балет побывал с успешными гастролями в Йошкар-Оле, Казани, Уфе, Челябинске, Тюмени. За это же время, с 2022 по 2024 год, на сцене нашего театра представили свои спектакли одиннадцать ведущих коллективов России, -
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: ПОБЕДИТЬ ЗАКОНЫ ГРАВИТАЦИИ

Ведущий мастер Национального академического Большого театра оперы и балета РБ Константин Белохвостик начинал с «закадровой» роли друга принца.
Теперь в «титулованой» партии он сам. Юноша рассказал о «прыжке» к успеху, гастролях и закулисье балетной жизни.
- На спектаклях зрители видят красоту, легкость и грацию артистов. Что скрыто за кулисами идеальной картинки?
- Огромный труд. Нас кормят ноги, поэтому очень важно подготовить их к работе – это помогает сделать классический урок, разминка. Каждый выход на сцену — результат изнурительной многочасовой работы. Конечно, не обходится без «профессиональных» недугов: мозолей, болей в спине, ногах, шее. Помню, как в «Жизели» так вошел в раж и бросился на колени, что без синяков и ссадин не обошлось. Но когда выходишь на сцену радовать зрителя – забываешь обо всем. Важно любить свою работу, развиваться, ставить четкие цели, - тогда все будет в радость.
- Вы с коллегами часто гатролируете в России. Как встречают белорусские постановки?
- У нас был большой тур – Казань, Йошкар-Ола, Челябинск, Тюмень, где мы представляли «Анну Каренину» и «Лебединое озеро». Зрители принимали очень тепло, многие напрямую писали в соцсетях, делились впечатлениями от увиденного. В сентябре новый театральный сезон мы торжественно встретили в Самаре, где показали «Иллюзии любви» Игоря Колбы и «Спартак» Валентина Елизарьева.
Выступали на сцене и Таджикского театра оперы и балета. Такие встречи обогащают, дарят радость общения. Для танца переводчик не нужен: он понятен на любом языке, поэтому он объединяет народы, людей. Помню, как в прошлом году выступал на гала-концерте в Перу, в городе Куско, на высоте 3500 метров над уровнем моря – конечно, это колоссальная нагрузка на организм, но и незабываемый опыт. Плюс, разница с минским временем около восьми часов. Для меня такие выступления - своеобразный экзамен. Кстати, вернувшись на родину, дышалось так легко, будто за спиной выросли крылья.
- Спартак, Вронский, Адам, Принц…. Какой герой наиболее близок по духу?
- К каждой партии отношусь трепетно. Идет формирование образа, отражение личного восприятия героя. Одна и та же партия у каждого артиста «звучит» по-своему. Помню совет нашего репетитора Александра Мартынова, который повторял, что, если хочешь быть ведущим артистом, то даже в кордебалете на крохотной роли нужно выкладываться на максимум и выделяться. При этом важно, чтобы и зритель не зацикливался на одном актере в определенном амплуа. Рад, что мне посчастливилось работать с Валентином Елизарьевым - выдающимся белорусским балетмейстером и хореографом. От него исходит потрясающая энергетика, он обозначал хореографическое направление в танце, но экспрессия, эмоциональное наполнение роли оставались за артистом. Характер персонажей многогранен, выстроенный на полутонах, а не просто в «белых» или «черных» красках. В балете «Ромео и Джульетта» - мой герой наивный, влюбленный и трогательный, но лишь до того момента, когда он теряет любимую, тогда в миг происходит перевоплощение - он становится обозленным на весь мир, преисполненным боли и страданий. И эти перемены важно донести зрителям.