САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Снег над Брестской крепостью

Корреспондент «СВ» встретился с одним из первых зрителей фильма "Брестская крепость" и одновременно продюсером, председателем ТРО Союза Игорем УГОЛЬНИКОВЫМ, который рассказал об истории создания картины.

Корреспондент «СВ» встретился с одним из первых зрителей фильма "Брестская крепость" и одновременно продюсером, председателем ТРО Союза Игорем УГОЛЬНИКОВЫМ, который рассказал об истории создания картины.

– Игорь Станиславович, на мой взгляд, фильм «Брестская крепость» – не только кинематографическое произведение, но и своеобразная союзная акция, посвященная 65-летию Великой Победы и, отчасти, десятилетнему юбилею Союзного государства. Насколько органично совместились и в замысле, и в процессе работы такие разные задачи? И как вы пережили подобную раздвоенность?
– Это была даже не раздвоенность, а «растроенность». А еще «расстроенность» – потому что не все понимали, ради чего этот фильм делается. А «растроенность», потому что было три идеи. Первая – это действительно организовать и провести акцию. Создание фильма даже прописано было как мероприятие Союзного государства (хотя слово «мероприятие» здесь не совсем подходит). Вторая – снять интересный фильм для зрителей, прежде всего молодого поколения, чтобы они увидели и прочувствовали, что такое Великая Отечественная война в жизни их дедов и прадедов, в истории нашей страны. Чтобы они очень отчетливо представили, какая трагедия – героическая трагедия – происходила в Бресте. И третья – очень личная идея – сделать небольшую, камерную картину на эту тему. Не масштабное эпическое полотно, а историю одного конкретного человека, оказавшегося в водовороте тех исторических событий. К сожалению, не во всем удалось совместить эти три задачи.
– На меня произвело впечатление то, как тщательно создатели фильма подошли к вопросу о воссоздании исторической правды…
– Я настаивал, чтобы это снималось в крепости. Чтобы консультанты работали с актерами прямо на месте событий. И я был прав. Правда и память этих мест сработали. Героическая и трагическая аура, если хотите, стала определяющей для поведения всех участников процесса. Я видел, как актер Андрей Мерзликин, исполнитель главной роли Кижеватова, внимательно слушал про все, что тут говорилось, как он заставлял пограничников показывать и объяснять ему некоторые детали, как он читал документы. И каким он был потом на съемках. Какая-то особенная наполненность тематикой и эмоциями была на площадке… В общем, я не ошибся. Причем такой эмоциональный подъем был у каждого – от актеров до массовки. Ведь у нас каждый второй житель Бреста снялся. Однажды таксист, который меня подвозил, сказал – как жаль, что я не снялся в этом фильме. И для меня это было дорого. Мне кажется, фильм для многих его участников станет очень важным событием в жизни и творческой карьере.  
– О войне снято так много, что наверняка у всех, кто снова берется за эту тему, возникает проблема преодоления сложившихся стереотипов и штампов…
– Это была самая главная задача режиссера-постановщика Александра Котта. Пережить это все заново – и не исказить историческую правду. И при этом остаться интересным современному зрителю. По-моему, ему это удалось.
Приходилось все время идти на компромиссы. На общественное обсуждение сценария пришлось пойти. Хотя это нонсенс – обсуждать сценарий должны только художники, продюсеры и заказчики картины. А тут все бросились дискутировать по поводу ряда эпизодов – пришлось после обсуждения переделывать сценарий. Например, ветераны категорически, вплоть до угроз написать об этом президентам, не хотели оставлять сцены, где люди сдаются в плен. «Не мог советский солдат сдаться в плен, да уж тем более в таком масштабе». Я ссылался на документы и на мнение наших консультантов в крепости, которые документально подтверждали данные о том, что большая часть солдат сдалась, что в первые дни войны всех преследовал жуткий страх, такой страх, что солдаты повязывали себя подушками. Чтобы не поцарапаться от осколков. Я настаивал на том, что, показав такой массовый страх, мы подчеркиваем героизм и мужество тех, кто остался в крепости, кто принял решение сражаться до последнего патрона.  
– Насколько важна вам была правда в деталях, помогающих воссоздать картину того времени?
– И в костюмах, и в реквизите, и в аксессуарах, и в вооружении героев фильма должна быть предельная точность, и она была соблюдена. Художник по костюмам Сергей Стручев пришел в эту картину после фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Было сделано очень много военной формы. Мы даже один комплект обмундирования нашли на чердаке в Бресте – форма пограничника 41-го года, представляете, какая уникальная ценность! Уникальна и сама декорация – в современном отечественном кинематографе вы точно не найдете аналогов, даже на исторических проектах последнего времени. Первоначально мы планировали сделать декорацию с использованием самого мемориала, но выяснилось, что это делать невозможно и по этическим соображениям, и по практическим. Невозможно «взрывать», невозможно достраивать. Поэтому начали строить сами. Но при строительстве ворот выяснилось, что сначала нужно еще и «разминировать» эту территорию. Было вырыто полторы тысячи предметов тех времен, даже бомбы были неразорвавшиеся. Вот так постепенно наша декорация обрастала и обустраивалась и приобрела очень реальный вид.
– Скажите, как вели себя и что чувствовали на съемках люди – пожилые и молодые?
– Это брестчане. Им объяснять, что здесь происходило и как на это нужно реагировать, не приходилось.  Казалось бы, 65 лет со дня Победы и почти 70 – с начала войны, а все это очень живо в нас. И очевидно, что наш тост – лишь бы не было войны – до сих пор актуален. Я не думаю, что я лично сильно отличаюсь по мировоззрению от моего деда, папы и моей мамы. И, конечно, есть вещи, на которые мы смотрим одинаково. Мое поколение все-таки успело эмоционально, душевно воспринять историю и атмосферу того времени от наших родителей. А вот наши дети уже далеки от него.
– Так вот для них-то и важны такие фильмы, как «Брестская крепость». Это как раз и вызывает в молодых людях тот эмоциональный порыв.
– Любые акции, воскрешающие память о войне и нашей Победе, крайне важны. Это обязательно нужно делать как в своей стране, так и во всем мире, поскольку, что греха таить, умалчивается заслуга Советского Союза в Победе над гитлеровской Германией. Вот это надо показывать и отстаивать историческую правду. Два года назад, 22 июня мы помолились в мемориале, попросили у тех, кто лежит там, в той земле, разрешения снять фильм про них. Сделали это вторично через год. И перед началом съемок. Я чувствую их помощь и огромную ответственность перед ними.
*   *   *
Когда мы прощались, Игорь Станиславович вдруг вспомнил почти мистический эпизод. По сценарию, в конце картины последний защитник должен был выйти из разрушенной крепости на чистый, белый, только что выпавший снег. Очень нужен был именно такой кадр. Но в Беларуси в это время снег – нечастый гость. К тому же остался только один последний, расписанный в бюджете день съемок – 15 октября. Многим из группы в эту ночь не спалось… А когда наутро первым делом бросились к окнам, увидели тот самый чистый первозданный снег, который подарило фильму небо над Брестом.

Беседовала
Елена СлободЧикова

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также