САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Хорошая эстрада не равна попсе

Самым большим педагогическим успехом профессора Московской консерватории и заведующего фортепианным отделом  Центральной музыкальной школы при ней, лауреата Международного конкурса им. И.С. Баха в Лейпциге, заслуженного артиста России Валерия Пясецкого называют победу его ученика Дениса Мацуева на ХI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Его воспитанники дважды представляли Россию и завоевывали высокие лауреатские звания на конкурсе «Евровидение» – это Динара Наджафова и Дмитрий Майборода, а также трижды побеждали на телевизионном конкурсе «Щелкунчик».  Его ученик Александр Синчук победил на конкурсе им. С.В. Рахманинова.

Самым большим педагогическим успехом профессора Московской консерватории и заведующего фортепианным отделом  Центральной музыкальной школы при ней, лауреата Международного конкурса им.
И.С. Баха в Лейпциге, заслуженного артиста России Валерия Пясецкого называют победу его ученика Дениса Мацуева на ХI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Его воспитанники дважды представляли Россию и завоевывали высокие лауреатские звания на конкурсе «Евровидение» – это Динара Наджафова и Дмитрий Майборода, а также трижды побеждали на телевизионном конкурсе «Щелкунчик».  Его ученик Александр Синчук победил на конкурсе им. С.В. Рахманинова.
Сам Валерий Пясецкий объехал с концертами многие страны мира, побывал во всех крупных городах России и бывших республик, постоянно выступает в Московской консерватории.  
Обладатель гранта фонда «Русское исполнительское искусство», Пясецкий сотрудничает с программой «Новые имена», с фондами В. Спивакова, В. Крайнева, М. Ростроповича, является одним из организаторов Международного конкурса ЦМШ. Постоянно проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом. Его ученики более 50 раз становились лауреатами международных конкурсов. Во время сентябрьских мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века» в Москве Валерий Пясецкий ответил на вопросы «СВ».

– Валерий Владимирович, вы согласитесь с тем, что со школой пианизма в России, в отличие от многих других сфер, дела обстоят неплохо?
– Согласен, неплохо. Другое дело, раньше мы были безоговорочными лидерами в мире, а сейчас многие наши профессионалы разъехались по разным концам, и это продолжается уже долгие годы. Особенно в 80-90-е годы много народу уезжало (мой студенческий курс в Московской консерватории весь разъехался), и это привело к тому, что в мире пианисты стали играть, безусловно, лучше. Большая заслуга русской фортепьянной школы.
– Хотелось бы узнать, что думает педагог такого уровня о музыкальном воспитании в стране, ведь одно дело – элитное обучение и совсем другое – массовое?
– Понимаете, есть масса музыкальных школ, детских хоровых студий и прочих учреждений, и, с одной стороны, они, конечно, нужны и несут в массы искусство, музыку в частности. А с другой стороны, часто бывает, что в эти школы детей отдают лишь для того, чтобы они не болтались по улицам, и подход к учебе обоюдно формален. И ребятам это не надо, и родителям достаточно заплатить какие-то гроши за обучение, и они будут знать, что два раза в неделю ребенок будет находиться под присмотром, да еще играть научится. Мне как профессионалу это не очень нравится, может, ребятам лучше заниматься тем, что им пригодится в будущем?.. Хотя и музыка не навредит...
На самом деле вы задали очень серьезный вопрос, и дело здесь не конкретно в музыке, а вообще в отношении к культуре.  Очень низкий средний уровень культурной образованности в стране. У нас выросло поколение, которое вообще не способно отличить скрипку от виолончели.  У нас люди  не ходят на концерты просто для повышения своего культурного потенциала, редко кто  рассматривает посещение классического концерта как возможность проведения своего досуга или отдыха своей семьи и тем более как совокупность процессов воспитания детей.  А ведь раньше пианино стояло во многих домах и это считалось показателем высокого уровня культуры в семье.  Это все очень серьезно, и когда я учился в ЦМШ у Анны Даниловны Артоболевской (недавно ее 100-летие отметили), величайшего детского педагога, выдающегося педагога – любые эпитеты подойдут, потому что сейчас таких учителей нет, вообще все было по-другому. Она требовала от родителей, чтобы нас водили по театрам, на ее уроках мы, 6-7-8-летние дети, по ролям читали  «Евгения Онегина»!..  Анна Даниловна свободно говорила на нескольких иностранных языках, и общение у нас было совсем другое. Мы в обязательном порядке посещали Третьяковку, Пушкинский музей, оперный и другие театры, симфонические концерты, это была другая жизнь, и соответственно воспитание детей было тогда другим.
Тогда не было такого засилья попсы по ТВ, которое, по меньшей мере, развращает людей, и детей в том числе. Причем, замечу, я очень люблю  хорошую эстраду и настоящих эстрадных артистов.  Их было много во все времена, но я не могу слушать то, что нам вдалбливают в мозги на нашем ТВ! Это развращает зрителей и внешне, и внутренне как содержанием песен, так и тем, что эти, с позволения сказать, «артисты» вытворяют на сцене и выносят на экраны. По-моему, это безобразие, и эта проблема куда значительнее обсуждения того, нужны ли нам детские музыкальные школы. Согласитесь, если ликвидировать это показательное безобразие на ТВ, вдалбливание тупизма, уровень культуры в стране и в целом нашей духовности станет неизмеримо выше.  
– Может, по-другому строить программы общеобразовательных школ, и в плане музыки тоже?
– Да дело не в музыке, просто я музыкант, поэтому мы говорим о музыке, а где живопись и литература, где настоящий театр, где это все?!  А от ТВ, этого самого массового вида СМИ, от него никуда не денешься. Телевизор везде, во всех семьях по нескольку «ящиков», и на дачах, и в машинах. У меня в детстве тоже был игрушечный пистолет, но с нами не было такого, что сейчас происходит с детьми. Откуда берется это бесконечное «убей, убей, убей»? Эта кровь, эти трупы, ведьмы, фурии, это – «я тебя убил»?! Подобное впихивается в сознание бесконечными ТВ-передачами на эту тему и текстами песен той же попсы, современным юмором, страдающим полным отсутствием интеллекта. И какая же это культура?! Это полное отсутствие культуры, вот что страшно.
И как тут не вспомнить советские времена, в 50-60-х годах тоже жить было нелегко, а какие светлые, добрые фильмы, без намека на насилие, появлялись на киноэкранах, какие комедии шли. И сама жизнь была чистая, не сравнить с сегодняшней. А сейчас грязь везде – и в жизни, и на экране. И совершенно преступно используется ТВ    мощнейшее средство воспитания.
– Полностью с вами согласна, и, надеюсь, ваше мнение услышит руководство ТВ. А сейчас расскажите, пожалуйста, что происходит у нас с конкурсом имени Чайковского? Говорят, он просто гибнет…
– Да, сейчас принято ругать конкурс Чайковского, но я не согласен с тем, что он деградировал. У каждого есть свое мнение, включая членов жюри, кому-то нравится Мацуев, кому-то Луганский, кому-то еще кто-то,  невозможно угодить всем.  Лауреаты, которые получили первые премии в прошлый раз, хорошие музыканты, и я не придерживаюсь мнения, что конкурс пропал, это неправда. Другое дело, он на год опоздал, а это недопустимо. Но сейчас его подготовкой занимается серьезная команда: председатель оргкомитета Валерий Гергиев – человек слова, и если он сказал, что конкурс состоится в будущем году, думаю, так и будет. В оргкомитет входит Денис Мацуев, эти люди не будут бросаться словами на ветер, уже ведется активная реклама музыкального состязания, подключены серьезные силы.
– Вы проводили мастер-классы в различных городах России, а также в Сербии, Словении, Франции, Японии. В этом году впервые преподавали детям Союзного государства, что скажете об организации мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века»?
– Считаю, идея очень хорошая. Особенно важно то, что мастер-классы проводятся на базе ЦМШ, нигде нет таких условий, даже в Японии в музыкальных школах  нет «Стейнвея» – «Ямахи» стоят, так что для ребят поиграть на таких роялях – уже удовольствие. Эти мальчики и девочки, конечно, много что вынесут из поездки в Москву. Позанимались они всего три дня, я человек пунктуальный, составил расписание точно по времени, и каждый приходил в свое время. Но, судя по тому, сколько народу приходило на занятия в качестве вольнослушателей, вы видели  – педагоги,  родители, полный класс, всем это было интересно. Одна женщина, педагог музыкальной школы, пришла, увидев рекламу в Интернете.  И сидела все три дня, не выходя их класса, – просто удивительно, такое редко бывает. Думаю, если бы людям было неинтересно, они бы не приходили сюда. Значит, им это нужно, и мы делаем хорошее дело.
– Во время урока вы задавали необычные вопросы детям, не имеющие отношения к произведениям, которые они играли…
– Да, я человек веселый, стараюсь и их подбодрить. Нельзя все время только обучать, они должны и отдыхать на уроке, чтобы с хорошим настроением прийти в следующий раз. Им должно нравиться идти в класс. Пошутишь с ними – вроде и сам отдохнешь.
– Есть ли у вас предпочтения в выборе программ для детей, каких композиторов обычно берете?
– Видите ли, в понятие школы игры на фортепьяно входят три составляющих: классика, полифония, этюды (виртуозные сочинения). Начиная с младших классов, все базируется на основе этих трех китов. И четвертый пункт – пьесы, которые им значительно ближе и доступнее, потому что это связано с  фантазией, с образностью, и названия зачастую бывают интересные. Так что эти пьесы я даю им в качестве конфеток,  а внутри все это варьируется в зависимости от возраста и способностей.
На мастер-классах ребята играли кто что приготовил: Шопена, Бетховена, Гайдна. Моцарта, Баха, Дебюсси, Листа, Клементи, Черни. Мальчик, которого вы видели на уроке, каждый  раз приносит что-то новое. Хорошо играет мальчишка.
– В каких конкурсах в этом году будут участвовать ваши ученики?
– В конкурсе ЦМШ,  обязательно в «Щелкунчике». Вообще конкурс конкурсу рознь, я посылаю ребят в основном на серьезные конкурсы. Такие, как «Шопен», «Крайнев», юношеский «Чайковский». В этом году «Чайковского» не будет, а на «Шопена» я никого не готовил. «Крайнев» был в прошлом году, на следующий год собираюсь послать на него несколько человек.
– Летом на гастролях Молодежного оркестра Союзного государства в Италии в «Голубой рапсодии» Гершвина с блеском солировал ваш ученик Олег Худяков. Ему всего 15 лет…
– Вот он должен был поехать на «Крайнева» в Харьков, но заболел.
– Валерий Владимирович, я желаю вам новых Мацуевых.
– Спасибо, но это маловероятно, Денис – уникальный многогранный пианист. И чем дальше, тем лучше и интереснее он становится. Тоже большая редкость.  

Беседовала
Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также