САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Хорошая эстрада не равна попсе

Самым большим педагогическим успехом профессора Московской консерватории и заведующего фортепианным отделом  Центральной музыкальной школы при ней, лауреата Международного конкурса им. И.С. Баха в Лейпциге, заслуженного артиста России Валерия Пясецкого называют победу его ученика Дениса Мацуева на ХI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Его воспитанники дважды представляли Россию и завоевывали высокие лауреатские звания на конкурсе «Евровидение» – это Динара Наджафова и Дмитрий Майборода, а также трижды побеждали на телевизионном конкурсе «Щелкунчик».  Его ученик Александр Синчук победил на конкурсе им. С.В. Рахманинова.

Самым большим педагогическим успехом профессора Московской консерватории и заведующего фортепианным отделом  Центральной музыкальной школы при ней, лауреата Международного конкурса им.
И.С. Баха в Лейпциге, заслуженного артиста России Валерия Пясецкого называют победу его ученика Дениса Мацуева на ХI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Его воспитанники дважды представляли Россию и завоевывали высокие лауреатские звания на конкурсе «Евровидение» – это Динара Наджафова и Дмитрий Майборода, а также трижды побеждали на телевизионном конкурсе «Щелкунчик».  Его ученик Александр Синчук победил на конкурсе им. С.В. Рахманинова.
Сам Валерий Пясецкий объехал с концертами многие страны мира, побывал во всех крупных городах России и бывших республик, постоянно выступает в Московской консерватории.  
Обладатель гранта фонда «Русское исполнительское искусство», Пясецкий сотрудничает с программой «Новые имена», с фондами В. Спивакова, В. Крайнева, М. Ростроповича, является одним из организаторов Международного конкурса ЦМШ. Постоянно проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом. Его ученики более 50 раз становились лауреатами международных конкурсов. Во время сентябрьских мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века» в Москве Валерий Пясецкий ответил на вопросы «СВ».

– Валерий Владимирович, вы согласитесь с тем, что со школой пианизма в России, в отличие от многих других сфер, дела обстоят неплохо?
– Согласен, неплохо. Другое дело, раньше мы были безоговорочными лидерами в мире, а сейчас многие наши профессионалы разъехались по разным концам, и это продолжается уже долгие годы. Особенно в 80-90-е годы много народу уезжало (мой студенческий курс в Московской консерватории весь разъехался), и это привело к тому, что в мире пианисты стали играть, безусловно, лучше. Большая заслуга русской фортепьянной школы.
– Хотелось бы узнать, что думает педагог такого уровня о музыкальном воспитании в стране, ведь одно дело – элитное обучение и совсем другое – массовое?
– Понимаете, есть масса музыкальных школ, детских хоровых студий и прочих учреждений, и, с одной стороны, они, конечно, нужны и несут в массы искусство, музыку в частности. А с другой стороны, часто бывает, что в эти школы детей отдают лишь для того, чтобы они не болтались по улицам, и подход к учебе обоюдно формален. И ребятам это не надо, и родителям достаточно заплатить какие-то гроши за обучение, и они будут знать, что два раза в неделю ребенок будет находиться под присмотром, да еще играть научится. Мне как профессионалу это не очень нравится, может, ребятам лучше заниматься тем, что им пригодится в будущем?.. Хотя и музыка не навредит...
На самом деле вы задали очень серьезный вопрос, и дело здесь не конкретно в музыке, а вообще в отношении к культуре.  Очень низкий средний уровень культурной образованности в стране. У нас выросло поколение, которое вообще не способно отличить скрипку от виолончели.  У нас люди  не ходят на концерты просто для повышения своего культурного потенциала, редко кто  рассматривает посещение классического концерта как возможность проведения своего досуга или отдыха своей семьи и тем более как совокупность процессов воспитания детей.  А ведь раньше пианино стояло во многих домах и это считалось показателем высокого уровня культуры в семье.  Это все очень серьезно, и когда я учился в ЦМШ у Анны Даниловны Артоболевской (недавно ее 100-летие отметили), величайшего детского педагога, выдающегося педагога – любые эпитеты подойдут, потому что сейчас таких учителей нет, вообще все было по-другому. Она требовала от родителей, чтобы нас водили по театрам, на ее уроках мы, 6-7-8-летние дети, по ролям читали  «Евгения Онегина»!..  Анна Даниловна свободно говорила на нескольких иностранных языках, и общение у нас было совсем другое. Мы в обязательном порядке посещали Третьяковку, Пушкинский музей, оперный и другие театры, симфонические концерты, это была другая жизнь, и соответственно воспитание детей было тогда другим.
Тогда не было такого засилья попсы по ТВ, которое, по меньшей мере, развращает людей, и детей в том числе. Причем, замечу, я очень люблю  хорошую эстраду и настоящих эстрадных артистов.  Их было много во все времена, но я не могу слушать то, что нам вдалбливают в мозги на нашем ТВ! Это развращает зрителей и внешне, и внутренне как содержанием песен, так и тем, что эти, с позволения сказать, «артисты» вытворяют на сцене и выносят на экраны. По-моему, это безобразие, и эта проблема куда значительнее обсуждения того, нужны ли нам детские музыкальные школы. Согласитесь, если ликвидировать это показательное безобразие на ТВ, вдалбливание тупизма, уровень культуры в стране и в целом нашей духовности станет неизмеримо выше.  
– Может, по-другому строить программы общеобразовательных школ, и в плане музыки тоже?
– Да дело не в музыке, просто я музыкант, поэтому мы говорим о музыке, а где живопись и литература, где настоящий театр, где это все?!  А от ТВ, этого самого массового вида СМИ, от него никуда не денешься. Телевизор везде, во всех семьях по нескольку «ящиков», и на дачах, и в машинах. У меня в детстве тоже был игрушечный пистолет, но с нами не было такого, что сейчас происходит с детьми. Откуда берется это бесконечное «убей, убей, убей»? Эта кровь, эти трупы, ведьмы, фурии, это – «я тебя убил»?! Подобное впихивается в сознание бесконечными ТВ-передачами на эту тему и текстами песен той же попсы, современным юмором, страдающим полным отсутствием интеллекта. И какая же это культура?! Это полное отсутствие культуры, вот что страшно.
И как тут не вспомнить советские времена, в 50-60-х годах тоже жить было нелегко, а какие светлые, добрые фильмы, без намека на насилие, появлялись на киноэкранах, какие комедии шли. И сама жизнь была чистая, не сравнить с сегодняшней. А сейчас грязь везде – и в жизни, и на экране. И совершенно преступно используется ТВ    мощнейшее средство воспитания.
– Полностью с вами согласна, и, надеюсь, ваше мнение услышит руководство ТВ. А сейчас расскажите, пожалуйста, что происходит у нас с конкурсом имени Чайковского? Говорят, он просто гибнет…
– Да, сейчас принято ругать конкурс Чайковского, но я не согласен с тем, что он деградировал. У каждого есть свое мнение, включая членов жюри, кому-то нравится Мацуев, кому-то Луганский, кому-то еще кто-то,  невозможно угодить всем.  Лауреаты, которые получили первые премии в прошлый раз, хорошие музыканты, и я не придерживаюсь мнения, что конкурс пропал, это неправда. Другое дело, он на год опоздал, а это недопустимо. Но сейчас его подготовкой занимается серьезная команда: председатель оргкомитета Валерий Гергиев – человек слова, и если он сказал, что конкурс состоится в будущем году, думаю, так и будет. В оргкомитет входит Денис Мацуев, эти люди не будут бросаться словами на ветер, уже ведется активная реклама музыкального состязания, подключены серьезные силы.
– Вы проводили мастер-классы в различных городах России, а также в Сербии, Словении, Франции, Японии. В этом году впервые преподавали детям Союзного государства, что скажете об организации мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века»?
– Считаю, идея очень хорошая. Особенно важно то, что мастер-классы проводятся на базе ЦМШ, нигде нет таких условий, даже в Японии в музыкальных школах  нет «Стейнвея» – «Ямахи» стоят, так что для ребят поиграть на таких роялях – уже удовольствие. Эти мальчики и девочки, конечно, много что вынесут из поездки в Москву. Позанимались они всего три дня, я человек пунктуальный, составил расписание точно по времени, и каждый приходил в свое время. Но, судя по тому, сколько народу приходило на занятия в качестве вольнослушателей, вы видели  – педагоги,  родители, полный класс, всем это было интересно. Одна женщина, педагог музыкальной школы, пришла, увидев рекламу в Интернете.  И сидела все три дня, не выходя их класса, – просто удивительно, такое редко бывает. Думаю, если бы людям было неинтересно, они бы не приходили сюда. Значит, им это нужно, и мы делаем хорошее дело.
– Во время урока вы задавали необычные вопросы детям, не имеющие отношения к произведениям, которые они играли…
– Да, я человек веселый, стараюсь и их подбодрить. Нельзя все время только обучать, они должны и отдыхать на уроке, чтобы с хорошим настроением прийти в следующий раз. Им должно нравиться идти в класс. Пошутишь с ними – вроде и сам отдохнешь.
– Есть ли у вас предпочтения в выборе программ для детей, каких композиторов обычно берете?
– Видите ли, в понятие школы игры на фортепьяно входят три составляющих: классика, полифония, этюды (виртуозные сочинения). Начиная с младших классов, все базируется на основе этих трех китов. И четвертый пункт – пьесы, которые им значительно ближе и доступнее, потому что это связано с  фантазией, с образностью, и названия зачастую бывают интересные. Так что эти пьесы я даю им в качестве конфеток,  а внутри все это варьируется в зависимости от возраста и способностей.
На мастер-классах ребята играли кто что приготовил: Шопена, Бетховена, Гайдна. Моцарта, Баха, Дебюсси, Листа, Клементи, Черни. Мальчик, которого вы видели на уроке, каждый  раз приносит что-то новое. Хорошо играет мальчишка.
– В каких конкурсах в этом году будут участвовать ваши ученики?
– В конкурсе ЦМШ,  обязательно в «Щелкунчике». Вообще конкурс конкурсу рознь, я посылаю ребят в основном на серьезные конкурсы. Такие, как «Шопен», «Крайнев», юношеский «Чайковский». В этом году «Чайковского» не будет, а на «Шопена» я никого не готовил. «Крайнев» был в прошлом году, на следующий год собираюсь послать на него несколько человек.
– Летом на гастролях Молодежного оркестра Союзного государства в Италии в «Голубой рапсодии» Гершвина с блеском солировал ваш ученик Олег Худяков. Ему всего 15 лет…
– Вот он должен был поехать на «Крайнева» в Харьков, но заболел.
– Валерий Владимирович, я желаю вам новых Мацуевых.
– Спасибо, но это маловероятно, Денис – уникальный многогранный пианист. И чем дальше, тем лучше и интереснее он становится. Тоже большая редкость.  

Беседовала
Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  2. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  3. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  4. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  5. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  6. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  7. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  8. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  9. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  10. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  11. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  12. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  13. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  14. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  15. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также