Нежно цветы засветились…
В Ярославле, в честь самого молодого и романтичного классика белорусской литературы Максима Богдановича, открылась выставка «Гений земли Белорусской».
Выставка открылась по материалам минского Литературного музея М. Богдановича и проходит в рамках Года культуры Беларуси в России. С инициативой открыть выставку накануне дня рождения поэта, 9 декабря, выступил директор Музея истории города Ярославля Владимир Извеков. На выставке также можно увидеть работы художников-новаторов Серебряного века.
Максим Богданович – поэт, прозаик, публицист, писавший на белорусском языке, одним из первых начал разрабатывать твердые формы стиха (сонет, рондо, триолет), ввел урбанистические мотивы в белорусскую литературу, положил начало профессиональной критике. В его творчестве органично соединились национальные и классические общеевропейские поэтические традиции, нашли воплощение на национальной почве многие общечеловеческие идеи. С 1908 по 1916 год поэт жил в Ярославле, и именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве. В это время издан единственный прижизненный сборник его стихов «Венок».
На выставке в Ярославле о поэте рассказывают старые фотографии и письма, документы и воспоминания, книги и его автографы. В этом городе живут потомки рода Богдановичей, благодаря им уже многие десятилетия укрепляются культурные связи ярославцев и белорусов.
Максим Адамович Богданович родился 9 декабря 1891 года в Минске. Сохранились письма его матери, в которых она рассказывает об отдыхе детей в белорусской деревне Вязье Осиповического повета: «…В общем, им, детям, не житье, а масленица! Схватят кусок ветчины, хлеба, оладьи в руку и – пошел! Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски, иногда такое словечко выпалят, что хоть сквозь землю провались…» Так уж исторически сложилось, что в Беларуси население говорит на двух языках – на русском и белорусском. Удивляет то, что Максим Богданович в более осознанном возрасте, слыша вокруг русский язык, свои первые стихи начинал писать на белорусском. Пребывание в деревне Вязье оставило след в его творчестве. Большую роль сыграла атмосфера семьи. С детских лет Максим слушал сказки и песни матери, читал очерки и статьи отца по белорусской этнографии и мифологии.
После смерти матери семья переезжает в Нижний Новгород, а потом в Ярославль. Здесь в 1908-1910-х годах Максим учится в Ярославской мужской гимназии, потом в Демидовском юридическом лицее. Душа его тянулась к языку дедов и прадедов, которому он учился по книгам. Любовь к родной земле, жажда знаний помогли поэту овладеть белорусским языком, его первый рассказ «Музыкант» был опубликован в виленской (белорусский город Вильно теперь столица Литвы – Вильнюс) газете «Наша нива», когда Максиму было 15 лет.
Богданович мечтал увидеть родной белорусский край. Летом 1911 года по приглашению сотрудников газеты «Наша Нива» он провел в Вильно несколько дней и почти два месяца жил в фольварке Ракутевщина. Деревенская жизнь обогатила поэта живыми белорусскими словами, подарила встречи с простым народом:
Лето, с землею прощаясь,
печалилось:
Слезы лились на притихшее поле.
Позже – пригожею осенью ясною –
Там, где упали они, – распускаясь,
Нежно цветы засветились,
вспоенные
Горем, тоскою, слезинками лета.
Максим Богданович знал около десяти языков, в оригинале читал Верлена, Гейне, Гете. Переводил на белорусский язык Пушкина, Фета, Майкова, Тютчева, а также свои произведения на русский. Его стихи звучат красиво на всех языках. Сборник «Венок» вышел у поэта в 1913 году в издательстве Мартина Кухты в Вильно. Эта книжечка избранных стихов оказалась бесценным даром для белорусского народа.
Родной язык помогает творить поэту, несмотря на все трудности судьбы. Неизлечимая болезнь – туберкулез – от матери передалась и Максиму. Он знал, что проживет недолго. Но вместо того, чтобы отправиться на лечение в Крым, осенью 1916 года поехал в Беларусь. И продолжил работать в прифронтовом Минске. Но здоровье поэта ухудшалось, и в конце февраля 1917 года он таки уезжает в Крым, где 25 мая 1917 года умирает в Ялте на 26-м году жизни.
История литературы не знает другого примера, чтобы поэт, с детства разлученный с родным краем, самостоятельно выучил язык предков и поднялся до классических высот. Мы храним память о классике. Кроме Литературного музея Максима Богдановича с филиалами «Белорусская хатка» и «Фольварк Ракутевщина» в Минске есть еще его Дом-музей в Гродно. На базе мемориального Дома-музея Максима Богдановича в Ярославле создан Центр белорусской культуры. Сюда приходят пообщаться на родном языке, послушать белорусские песни, здесь проводят литературно-музыкальные вечера, посвященные поэту, отмечают праздники. Традиционным стал праздник 2 апреля – День единения России и Беларуси.
Ирина ШОРЕЦ,
ведущий научный
сотрудник
Литературного музея
Максима Богдановича в Минске