Юрий Стоянов: Я Михаила Ефремова не подсиживал
Артист презентовал свою книгу «Игра в городки» и рассказал о перфекционизме Станислава Любшина, нежелании жить вечно и связях с Беларусью

Юрия Стоянова очень многое связывает с Беларусью. Он неоднократно снимался в Синеокой. Недавно там прошли съемки фильма «Дед».
Впрочем, Юрию Николаевичу не привыкать играть этого персонажа. Как шутит сам артист, хорошо, что он еще не дошел до стадии прадеда. Можно сказать, что ходит по лезвию бритвы. (Дай Бог талантливому артисту долголетия!).
Деда Юрий Стоянов сыграл и в сериале «Вампиры средней полосы». Одно время Стоянова чуть ли не обвиняли в том, что он забрал эту роль у Михаила Ефремова. Но это не так.
А о том, как было на самом деле, о нежелании жить вечно и роли Ильи Олейникова в своей судьбе Юрий Стоянов рассказал на встрече с читателями в книжном магазине «Москва». Там он представлял свою новую книгу «Игра в городки», состоящую из веселых и грустных зарисовок актера о жизни.
«Мы говорили Станиславу Любшину: «Дядя Слава, давай ты не будешь изображать отличника»
- Юрий Николаевич, по этой книге ведь и сделан спектакль. И там совершенно замечательно играет Станислав Любшин. Причем если другие артисты читают ваши рассказы по бумажке, то Любшин – наизусть.
- Станислав Андреевич не может, не владея текстом наизусть, выходить на сцену. Формат этого спектакля предполагал, что это будет такое обаятельное дружеское чтение – как читка пьесы. И мы говорили: «Дядя Слава, давай ты не будешь нас подставлять, изображать отличника и выходить читать наизусть».
Но 90-летний человек не умеет иначе. И он читает наизусть. Рассказ, который он представляет зрителям, называется «Дорогой Юра», связанный со мной и с моим именем. И вот он поворачивается ко мне и произносит первую фразу так: «Если бы я хотел снять короткий метр, то снял бы его по своему рассказу. Но поскольку мне поздновато начинать в кино, я дарю этот рассказ моим молодым коллегам. И название у этого фильма может быть только одно (поворачивается на меня и улыбается): «Дорогой Игорь».
И я в это время думаю: «Ну как же ты дальше-то будешь выруливать?». И потом Станислав Любшин сделал большую паузу со словами: «Дорогие Игорь и Юра!».
Абсолютно выдающийся человек! А в апреле Станиславу Андреевичу исполнится 93 года! Он без палочки выскакивает на сцену и отчебучивает там все что угодно - без вставной челюсти, крашенных волос и блефаропластики. Прямо такой иконописный человек, как Андрей Рублев. Дай Бог ему здоровья!
«Большинство самых сильных авторских продакшенов – это авторы из Беларуси»
- Что вас связывает с Беларусью?
- У меня там были гастроли, мы много снимались в Беларуси. Недавно закончили съемки полнометражного фильма под названием «Дед». У меня уже роли с таким названием. Пока не прадед! Иду по острию между дедом и прадедом. Но держусь деда. Ничего, еще получается!
Я вам открою секрет, что большинство самых сильных авторских продакшенов, которые например, пишут сериал «Вампиры средней полосы» и множество других знаковых сериалов, - это авторы из Беларуси и живущие там по сей день.
А еще моя мама родилась в Могилеве!
Тяжелые роды сериала «Вампиры средней полосы»
- Раз уж вы заговорили о деде. Вы его замечательно играете в сериале «Вампиры средней полосы». Что для вас значит этот фильм?
- Много лет назад его начал снимать другой режиссер. И они делали пилот. Авторы писали персонажа под меня, не говоря об этом мне, не знаю почему. Для меня это не сложная роль, потому что я всегда мечтал сыграть какого-то объединяющего семью человека. Пусть это будут «Мещане» Горького, где есть потрясающий персонаж Бессеменов, «Дети Ванюшина»…
Мне просто хотелось сыграть главу клана, даже если он бандитский. Создатели сериала стали искать на него деньги. Пилот зашел замечательно, но денег все нет и нет.
И потом мне позвонили со словами: «Мы готовы снимать этот сериал». Я сказал: «Вы- то готовы, замечательно, а я нет. Я не ждал вас два с половиной года, а снимался. У меня есть другие договоренности. Это последнее дело – наврать кому-то, сказав, что я ложусь в больницу и в это время сниматься в другом сериале.
Я отказался, но они уговаривали меня где-то две недели. А потом сказали мне: «Ну вы хоть можете нам кого-то посоветовать». Я посоветовал Ромочку Мадянова, царствие ему небесное, и Мишу Ефремова. Создатели сериала остановились на Мише, который снялся в 70% фильма.
А дальше случилась эта беда… Тогда они снова обратились ко мне, на что я ответил: «Ребята, еще нет решения суда, еще ничего неизвестно. А вы уже ищете замену». А мне сказали: «У нас деньги огромные, производство стоит».
Я говорю: «Давайте так. Я у вас пока снимаюсь бесплатно, а если Мишу не отпустят, не дадут условный срок, тогда продолжим». Но все случилось так, как случилось!
Какой только бред я не читал на эту тему. Якобы, что я кого-то подсидел. Мы с Мишей друзья, замечательно относящиеся друг к другу, но, конечно, без связи последние годы. Человек сидит уже больше четырех лет, искупает свою вину. И, кстати, не стремится выскочить по всяким УДО.
Я шел туда, чтобы выручить команду людей. Но пришлось заново переснимать 70% материала. В общем, у этого сериала были тяжелые роды.
- А вы бы хотели бы жить вечно, как ваш персонаж?
- Никогда в жизни. Я не Фауст, меня не интересует история вечной жизни. Это промысел Божий.
Так интересно стареть. На самом деле ничего не меняется! Ты все тот же, только в глазах людей другой. Ты можешь увидеть свой возраст в глазах других. Да и зеркало врет! Там очень симпатичный человек все время на меня смотрит.
Но когда встречаешь ровесника, которого давно не видел, думаешь: «Боже, на кого он похож!». А он ведь тоже самое говорит про меня.
Поэтому долго я бы хотел жить, а вечно – нет.
- Что бы вы посоветовали почитать молодежи?
- В спектакле «Спасти рядового Гамлета» есть такая фраза: «Пойду я почитаю «Гамлета». И один персонаж, чуть ли не падая в обморок, кричит: «Вы не читали «Гамлета»?». А я ему отвечаю: «Старик, я как большинство интеллигентных людей в этой стране, не читал две вещи: «Войну и мир» и «Гамлета».
Впервые роман «Война и мир» я прочел почти в 50 с чем-то – взахлеб, с упоением, потому что это нужно было дочке в школе. Но это произведение ни в коем случае нельзя изучать в школьной программе, так же, как и романы Достоевского. Об этом надо забыть!
Будучи взрослым, я утонул в этом толстовском водовороте, как всегда тону в Чехове и в Гоголе. И еще в величайшей прозе Пушкина.
Но недавно вышел сериал о поэте на Первом канале (фильм «Натали и Александр» - прим. ред). Его играет и Юра Борисов в картине «Пророк». Пипец Пушкину! Там будут рок-батлы, здесь – слюнки, размазанные по экрану.
Но мне все равно, через что люди будут узнавать Пушкина. Лишь бы они прочитали хотя бы два стихотворения. Я благодаря Пушкину поступил в театральный институт.
Вы знаете, почему в этом ряду нет Достоевского? Потому что он в меня попадает, выворачивает наизнанку, и я абсолютно выхожу из зоны комфорта. Поскольку я довольно чувствительный читатель, то Достоевского читаю по необходимости. Только если нужно играть, иначе можно сойти с ума.
Поэтому Пушкин, Чехов, Толстой, а Пушкин много раз! Пушкин, Пушкин, Пушкин!
Ах, как хочется ворваться в «Городок» - который снимался во дворах Санкт-Петербурга!
- Давайте поговорим о легендарной программе «Городок». Она снималась в Санкт-Петербурге…
- Самое поразительное, когда Владимир Яковлев стал губернатором Петербурга, он попросил позвать нас со словами: «И пригласите вот этих двух ребят из Москвы». Его спрашивают, почему. А он отвечает: «Ну откуда? У нас разве могут сделать что-то хорошее?».
Он, видимо, не представлял, что передача снимается в проходных дворах Санкт-Петербурга. И на правом, и на левом берегу Невы, и между – мы все время снимали.
А в тех местах, где уже все застроено и были пригороды, какие-то поляны, фермерские хозяйства, мы тоже все избороздили. 20 лет в передаче и порядка 6 000 сюжетов!
- Большую роль в вашей жизни сыграл Илья Олейников…
- Илья Олейников многому меня научил, что профессия не заканчивается стенами Фонтанки 65, Большим драматическим театром (Юрий Стоянов когда-то ушел из БДТ, где ему не давали крупных ролей – прим. ред), что профессия – это когда ты приносишь деньги в семью, а не разглагольствуешь о своих возможностях, о том, насколько ты не понят.
Профессия актера – это когда ты этим занятием кормишь своих близких. Как и любой человек в вашем деле, если он его любит!
И научил верить в себя. Однажды, когда мы уже работали лет 18 или 20, я говорю: «Илюха, пойди посмотри, как я сыграл, просто интересно». На что он ответил: «Да не буду я ничего смотреть. Ты уже давно не умеешь играть плохо».