САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга Храбрых

Василий Церетели: «Сейчас многое делается для того, чтобы показать наше искусство за пределами страны»

Вице-президент Российской академии художеств рассказал «Союзному Вече» об уроках знаменитого деда, отношении к нашим художникам за рубежом и связях с Беларусью

Василий Зурабович Церетели— российский художник. Исполнительный директор Московского музея современного искусства. Вице-президент Российской академии художеств
Фото: www.rma.ru

Вице-президент Российской академии художеств, руководитель Московского музея современного искусства Василий Церетели признается, что на протяжении всей жизни насыщается талантом своего знаменитого деда. С самого детства Василий был погружен в творчество Зураба Церетели, ездил с ним на заводы, в литейные цеха, художественные мастерские. Впрочем, он учился у знаменитого родственника не только ремеслу, но и доброте.   

Об этом Василий Церетели рассказал «Союзному Вече» на открытии выставки Евгении Васильевой «Учитель», прошедшей в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств. Сама экспозиция продлится до 6 апреля.   

- Василий Зурабович, чем выставка Евгении Васильевой может быть интересна поклоннику искусства?

 - Васильева – большой художник, помимо того, что она пишет стихи и работает в разных медиа.

В прошлом году Зураб Константинович отпраздновал юбилей – 90 лет. И Евгения сделала новую серию работ, инспирированную его творчеством. Поэтому здесь мы видим диалог духовного мастера и художника.

Творчество Евгении Васильевой разнообразно, энергично и подчеркивает новую ветвь в искусстве.

«Дед начинает день с нового листа»

- Выставка называется «Учитель». А можете ли вы назвать свои учителем вашего дедушку Зураба Константиновича Церетели? 

- Да. И дедушка для меня не просто учитель, я всю жизнь вместе с ним и до сих пор учусь. Вообще, процесс учения никогда не завершается.

Ты всю жизнь чему-то учишься, а еще я насыщаюсь его талантом и творчеством.

- А каким жизненным принципам научил вас дед?

- Зураб Константинович – уникальная личность и у него много качеств, которым ты стремишься научиться. В первую очередь, это доброта.

Дед – потрясающе добрый, он никогда не помнит ничего плохого, и начинает день с нового листа, произведения.

И конечно, можно отметить его работоспособность. Это человек, который работает постоянно, и это очень важно.

- Зураб Константинович дружит и дружил со многими великими людьми, видел Пикассо и Дали… 

- Да. Действительно, это единственный человек из ныне живущих, который может похвастаться тем, что, помимо наших великих художников, был лично знаком с Пикассо, дружил с Шагалом, Дали.  

А еще дед был очень близок с Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Борисом Мессерером. Он основатель Московского музея современного искусства, президент Российской академии художеств.

- А вас Зураб Константинович как-то вовлекал в эти встречи?

- Вы знаете, я с детства с ним. Благодаря Зурабу Константиновичу мне повезло встречаться с Андреем Вознесенским, Иосифом Давыдовичем Кобзоном.

А так, я еще с маленького возраста был погружен в его творчество. Вместе с дедом ездил на заводы, где отливали скульптуры, делалась эмаль. Поэтому Зураб Константинович для меня учитель не только с точки зрения организационных моментов, но и человеческих качеств.

Василий Церетели: «Сейчас многое делается для того, чтобы показать наше искусство за пределами страны»
Василий Церетели на открытии выставки Евгении Васильевой «Учитель», Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств
Фото автора

Открыты для Беларуси

- Вы учились в Америке. Эта страна вам хорошо знакома. Как политическая ситуация все-таки влияет на международные отношения наших художников с мировым сообществом?

- Я учился в Грузии, потом у Зураба Константиновича, затем в Америке и уже в 2001 году вернулся в Москву. С тех пор, уже 21 год я руковожу Московским институтом современного искусства, являюсь вице-президентом Российской академии художеств.

У нас проходит огромное количество выставок, образовательных проектов и так далее. Наша российская школа – одна из сильнейших. Только в прошлом году мы провели четыре выставки в Китае, пятая выставка в Поднебесной прошла у Зураба Константиновича, подписали соглашение с Ираном. И еще множество других проектов, которые создает Академия художеств с благословения Зураба Церетели. 

Все это делается того, чтобы российская академическая школа была известна не только по регионам и всей стране, но, и, безусловно, за пределами России. Благодаря этому к нам едет учиться много студентов, например, китайцев. 

Я думаю, что все больше молодых ребят будет стремиться к нам, чтобы получить хорошее образование. 

- А есть ли какие-то проекты, связанные с Беларусью?

- Вы знаете,  у Зураба Константиновича давным-давно состоялась выставка в Беларуси, в Минске. Но мы открыты и с удовольствием идем на контакты.

Недавно под эгидой Союзных государств у нас прошла выставка, где присутствовал посол Беларуси, участвовали белорусские художники. Мы дружим, общаемся и открыты для того, чтобы делать больше совместных проектов – как в Беларуси, так и у нас.

Как показать наше искусство за пределами страны

- А как вообще вы определяете уровень современного искусства?

- Вы знаете, в России современное искусство, тот же авангард, в начале XX  века подарил развитие и мировому дизайну, и искусству в целом.

Наши художники ничем не хуже, а можно сказать, что лучше, интереснее, чем другие мировые художники. И доказательство этому – наше участие в международных проектах.

Недавно мы участвовали в международной выставке в Шанхае, где показывали работы Зураба Константиновича, Даши Намдакова, поэтому работа ведется. И очень много проектов как раз делается для того, чтобы показать наше искусство за пределами страны.

- Вы были комиссаром Венецианского биеннале. Как думаете, еще вернемся в Венецию?

- Вы знаете, я был комиссаром четыре года. Тогда делались прекрасные проекты.

Безусловно, российские павильоны до сих пор принадлежат России. И как только предоставится возможность спокойного показа, без вмешательства политики, мы, конечно, вернемся и будем делать такие же проекты, как и раньше.

Кстати, недавно прекрасно показал себя и свое творчество наш художник Андрей Есионов – в Ватикане и Венеции. Наше искусство показывается, и это важно. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин провел встречу с семьей, освобожденной из плена в Газе
  2. «Росагролизинг» заинтересован в поставках техники в Беларусь
  3. Программы по истории войны создадут Союзные ученые
  4. Дизайнеры из Беларуси выступили на Российском форуме индустрии дизайна в Москве
  5. Олег Гайдукевич: С отменой американских грантов борьба против нас не закончится
  6. Александр Лукашенко: Сергей Глазьев станет новым Государственным секретарем Союзного государства
  7. Дмитрий Мезенцев стал полпредом Владимира Путина в Конституционном суде
  8. Послов России и Беларуси не позвали на мероприятие 8 мая в бундестаге
  9. ЕАЭС одобрил союзный «шенген» Беларуси и России
  10. Александр Лукашенко пригласил президента Зимбабве посетить Беларусь в мае
  11. Владимир Путин обсудил, каким должен быть нацпроект в сфере космоса
  12. Владимир Путин посетил МГТУ имени Баумана
  13. Вячеслав Володин: До конца сессии постараемся выйти на принятие поправок в УК РФ об ответственности для дропперов
  14. Вячеслав Володин: Госдума возьмет на контроль несоблюдение рядом вузов требований к проведению экзаменов для мигрантов
  15. Системами ПВО уничтожен 71 украинских беспилотник

Парламентское Собрание

В Ташкенте прошла Ассамблея «мини-ООН»

На мероприятии, где представлены 184 парламента, принят документ о Великой Победе.

Политика

Чайна бьет отчаянно

Китайская империя наносит ответный удар

МНЕНИЯ

Из Сальвадора выдачи нет

Равиль Атжанов

Соседи США начинают зарабатывать на миграционной политике Трампа

Как Россия удивила мир

Кристина Воробьёва

125 лет назад, 14 апреля 1900 года открылась грандиозная Всемирная выставка в Париже, перевернувшая в умах многих европейцев представление о России

Ленин, Суворов, Пушкин, кто следующий?

Олег Зинченко

Скудоумие возведённое в абсолют.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также