Василий Церетели: «Сейчас многое делается для того, чтобы показать наше искусство за пределами страны»
Вице-президент Российской академии художеств рассказал «Союзному Вече» об уроках знаменитого деда, отношении к нашим художникам за рубежом и связях с Беларусью

Вице-президент Российской академии художеств, руководитель Московского музея современного искусства Василий Церетели признается, что на протяжении всей жизни насыщается талантом своего знаменитого деда. С самого детства Василий был погружен в творчество Зураба Церетели, ездил с ним на заводы, в литейные цеха, художественные мастерские. Впрочем, он учился у знаменитого родственника не только ремеслу, но и доброте.
Об этом Василий Церетели рассказал «Союзному Вече» на открытии выставки Евгении Васильевой «Учитель», прошедшей в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств. Сама экспозиция продлится до 6 апреля.
- Василий Зурабович, чем выставка Евгении Васильевой может быть интересна поклоннику искусства?
- Васильева – большой художник, помимо того, что она пишет стихи и работает в разных медиа.
В прошлом году Зураб Константинович отпраздновал юбилей – 90 лет. И Евгения сделала новую серию работ, инспирированную его творчеством. Поэтому здесь мы видим диалог духовного мастера и художника.
Творчество Евгении Васильевой разнообразно, энергично и подчеркивает новую ветвь в искусстве.
«Дед начинает день с нового листа»
- Выставка называется «Учитель». А можете ли вы назвать свои учителем вашего дедушку Зураба Константиновича Церетели?- Да. И дедушка для меня не просто учитель, я всю жизнь вместе с ним и до сих пор учусь. Вообще, процесс учения никогда не завершается.
Ты всю жизнь чему-то учишься, а еще я насыщаюсь его талантом и творчеством.
- А каким жизненным принципам научил вас дед?
- Зураб Константинович – уникальная личность и у него много качеств, которым ты стремишься научиться. В первую очередь, это доброта.
Дед – потрясающе добрый, он никогда не помнит ничего плохого, и начинает день с нового листа, произведения.
И конечно, можно отметить его работоспособность. Это человек, который работает постоянно, и это очень важно.
- Зураб Константинович дружит и дружил со многими великими людьми, видел Пикассо и Дали…
- Да. Действительно, это единственный человек из ныне живущих, который может похвастаться тем, что, помимо наших великих художников, был лично знаком с Пикассо, дружил с Шагалом, Дали.
А еще дед был очень близок с Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Борисом Мессерером. Он основатель Московского музея современного искусства, президент Российской академии художеств.
- А вас Зураб Константинович как-то вовлекал в эти встречи?
- Вы знаете, я с детства с ним. Благодаря Зурабу Константиновичу мне повезло встречаться с Андреем Вознесенским, Иосифом Давыдовичем Кобзоном.
А так, я еще с маленького возраста был погружен в его творчество. Вместе с дедом ездил на заводы, где отливали скульптуры, делалась эмаль. Поэтому Зураб Константинович для меня учитель не только с точки зрения организационных моментов, но и человеческих качеств.

Открыты для Беларуси
- Вы учились в Америке. Эта страна вам хорошо знакома. Как политическая ситуация все-таки влияет на международные отношения наших художников с мировым сообществом?
- Я учился в Грузии, потом у Зураба Константиновича, затем в Америке и уже в 2001 году вернулся в Москву. С тех пор, уже 21 год я руковожу Московским институтом современного искусства, являюсь вице-президентом Российской академии художеств.
У нас проходит огромное количество выставок, образовательных проектов и так далее. Наша российская школа – одна из сильнейших. Только в прошлом году мы провели четыре выставки в Китае, пятая выставка в Поднебесной прошла у Зураба Константиновича, подписали соглашение с Ираном. И еще множество других проектов, которые создает Академия художеств с благословения Зураба Церетели.
Все это делается того, чтобы российская академическая школа была известна не только по регионам и всей стране, но, и, безусловно, за пределами России. Благодаря этому к нам едет учиться много студентов, например, китайцев.
Я думаю, что все больше молодых ребят будет стремиться к нам, чтобы получить хорошее образование.
- А есть ли какие-то проекты, связанные с Беларусью?
- Вы знаете, у Зураба Константиновича давным-давно состоялась выставка в Беларуси, в Минске. Но мы открыты и с удовольствием идем на контакты.
Недавно под эгидой Союзных государств у нас прошла выставка, где присутствовал посол Беларуси, участвовали белорусские художники. Мы дружим, общаемся и открыты для того, чтобы делать больше совместных проектов – как в Беларуси, так и у нас.
Как показать наше искусство за пределами страны
- А как вообще вы определяете уровень современного искусства?
- Вы знаете, в России современное искусство, тот же авангард, в начале XX века подарил развитие и мировому дизайну, и искусству в целом.
Наши художники ничем не хуже, а можно сказать, что лучше, интереснее, чем другие мировые художники. И доказательство этому – наше участие в международных проектах.
Недавно мы участвовали в международной выставке в Шанхае, где показывали работы Зураба Константиновича, Даши Намдакова, поэтому работа ведется. И очень много проектов как раз делается для того, чтобы показать наше искусство за пределами страны.
- Вы были комиссаром Венецианского биеннале. Как думаете, еще вернемся в Венецию?
- Вы знаете, я был комиссаром четыре года. Тогда делались прекрасные проекты.
Безусловно, российские павильоны до сих пор принадлежат России. И как только предоставится возможность спокойного показа, без вмешательства политики, мы, конечно, вернемся и будем делать такие же проекты, как и раньше.
Кстати, недавно прекрасно показал себя и свое творчество наш художник Андрей Есионов – в Ватикане и Венеции. Наше искусство показывается, и это важно.