Самые интересные экспонаты совместной выставки
Национального художественного музея Беларуси и Государственного Русского музея
«Клевер в цвету». Аполлинарий Горавский. 1895 год
Владимир и Рогнеда - счастье или беда?
До 31 марта в Минске в выставочном корпусе Национального художественного музея проходит выставка «Россия-Беларусь. Пересечение судеб», аналогов которой в музейной истории двух стран еще не было. Все экспонаты - исключительно первого ряда: триста первоклассных произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Выставка объединила авторов, чья личная жизнь и творческая судьба тесно связана одновременно с двумя странами. Журналисты «СВ» прогулялись по залам вместе с ведущим научным сотрудником музея Еленой Шапошниковой.
«Автопортрет». Иван Хруцкий. 1884 год
Открывают выставку работы Ивана Хруцкого, вошедший в историю белорусской и русской живописи прежде всего как мастер натюрморта.
- Работы Ивана Хруцкого - гордость белорусского искусства. Он первым среди наших получил звание академика художеств. В те годы, когда натюрморт не считался жанром, заслуживающим внимания. Но именно они его и прославили.
Информации о мастере мало. Периодически возникает путаница даже с отчеством: Фомич или Трофимович? Искусствовед нашел метрику о его рождении с информацией о том, что отец Ивана - священник Фома. Долго не знали точно сколько прожил. В начале 1970-х жена его внука передала в Русский музей автопортрет Хруцкого. На нем указано, что написан в 1884 году на 75-м году жизни.
«Владимир и Рогнеда». Антон Лосенко. 1770 год
Редкое исключение из концепции выставки: художник Антон Лосенко не связан корнями с Беларусью, но сюжет имеет непосредственное к ней отношение. Хорошо знакомая история отказа дочери полоцкого князя Рогнеды выйти замуж за князя новгородского Владимира.
- Лосенко был один из первых выпускников Императорской Академии художеств, ставший ее директором. Считался центральным представителем классицистической школы второй половины XVIII века, основоположником традиции исторической живописи. Изучать историю по его полотнам нельзя. Владимира и Рогнеду Лосенко изобразил так, как сам ощущал. Все внимание сконцентрировано на позе и жестах.
«Клевер в цвету». Аполлинарий Горавский. 1895 год
Говоря о художниках, чье творчество равно принадлежит Беларуси и России, нельзя не упомянуть Аполлинария Горавского - он прошел путь от сына мелкопоместного шляхтича до популярного столичного живописца.
- Во второй половине жизни Горавский приобрел под Псковом имение Кирилловичи, где проводил лето. Там же написал «Клевер в цвету». Хорошо видно влияние импрессионизма: нет идеально гладкой поверхности, фактурными объемными мазками художник выделяет цветы клевера, тщательно выписывает животных, деревья. Светит солнце, но на горизонте уже виднеется туча - наглядно показал изменчивое состояние природы.
В 1981 году я сама забирала эту картину. Владелец жил недалеко от Казанского собора в бывшей коммуналке. Иногда эти квартиры разделяли: одна семья жила в части с парадной дверью, другая заходила с черного входа. Квартира коллекционера как раз относилась ко второму варианту. Начали выносить картину - не проходит рама! Мы и так, и эдак... Продавец говорит, мол, оставьте раму. Но она шикарная! Сам Горавский ее выбирал. В итоге кое-как протащили... Искренне горжусь тем, что мы ее сохранили.
«Ужин». Леон Бакст. 1902 год
Впервые зрители увидели «Ужин» (или «Даму в ресторане», как называл картину сам Бакст) на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 году. Считается, что художника вдохновила Анна, кокетливая супруга художника Александра Бенуа.
- Яркий пример русского модерна с его характерными чертами: асимметрией, графичностью, отсутствием уравновешенности. Все линии чрезвычайно выразительны. Еще одна особенность - монохромность, отсутствие ярких пятен.
Как-то Бакст увидел в ресторане даму. У него мелькнула мысль сделать такую композицию. В даме есть что-то от Анны Бенуа, хотя это не ее портрет.
Когда Бакст отправил работу на выставку, вспыхнул скандал: почему дама одна сидит в ресторане, это безнравственно! Известный критик Стасов написал, что у женщины на картине ужимки, как у кошки. А вот Валентин Серов за друга заступился, признался, что ему очень нравится. Бакст потом в шутку называл ее «Дама с апельсинами», намекая на серовскую «Девочку с персиками».
«Художник Василий Верещагин за работой». Илья Гинцбург. 1892 год
Скульптор Илья Гинцбург - один из основных представителей петербургского академизма последних дореволюционных десятилетий. Выходец из Беларуси, родился в Гродно в еврейской семье. Создал памятники Гоголю, Айвазовскому, Пушкину, Менделееву, Плеханову.
- Но известен Гинцбург и как мастер малой пластики. Он создал статуэтки известных художников Ильи Репина, Василия Сурикова и многих других. Фигурки Верещагина и Шишкина можно увидеть здесь. Василия Васильевича он запечатлел в творческом процессе. Интересное воспоминание сохранилось у Гинцбурга о Шишкине: он был крайне удивлен, как художник с «такими толстыми короткими пальцами умудряется писать такие удивительно тонкие пейзажи!».