Пять фильмов о войне, ставших классикой

1. ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ
Фильм не только потряс зрителей простой, а оттого честной и понятной многим историей, но и совершил переворот в киноиндустрии.
Во-первых, в фильме практически нет батальных сцен, разве что гибель на болоте главного героя Бориса Бороздина в исполнении Алексея Баталова. Но несмотря на это каждый кадр пропитан тяжелым воздухом далеких боев. И всем становится понятно, что это фильм о войне, и о людях на войне.
Во-вторых, в фильме движение камеры и движение персонажей в кадре обрели новую связь. А крупные планы стали не просто дополнять драматизм сюжета, а сами начали участвовать в его развитии.
Результат работы оператора Сергея Урусевского и режиссера Михаила Калатозова превратился в Золотую пальмовую ветвь Канского фестиваля — единственную высшую награду нашего кино на этом форуме.
И до сих пор, а работа завершена в 1957 году, кинематограф питается идеями, почерпнутыми из фильма, драматическая основа которого, кстати, была написана Виктором Розовым еще в 1943 (!) году, но с безусловной верой в Победу.
Отдать дань памяти великому фильму можно прогулявшись у Крымского моста, с которого начинается кино, или на площади у Белорусского вокзала, где снимались финальные сцены, и куда в 1945 году прибывали эшелоны с победителями.

2. БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
У кинокартины нет географически точной привязки ни к месту боя, где Алексей Скворцов подбил два танка, за что заслужил шесть суток отпуска, ни — главное, к деревне, где жила мама солдата. Потому что таких матерей на просторах СССР были сотни и сотни тысяч. В каждом селе России ли, Беларуси ли, жили такие матери, чьи сыновья сгинули под жерновами бескомпромиссной схватки с германским нацизмом, с европейским объединенным фашизмом. Сгинули, не оставив вестей. И их матери обречены были, как Катерина, до скончания века ждать хоть каких-то весточек от своих детей.
Кстати, еще в 1959 году Григорий Чухрай не исключал возможность неприятия тухлой Европой исторической реальности. Действие фильма происходит в 1942 году, но все военные в погонах. А введены они были только в 1943 году. Чухрай сделал это намеренно. Он предполагал, что в Европе, где уже сложился образ советского солдата в новой форме с погонами, люди могут не узнать воина-освободителя и сказать: «Нет, нас освобождали не эти».
Вспомнить фильм и его воспетых героев можно у любой братской могилы от Волги и до Берлина.
3. ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
Такое кино про войну мог снять только фронтовик. Режиссер Сергей Бондарчук воевал с 1942 года. Как раз в этот год и разворачиваются события в картине: наши войска по степям от Дона откатываются к Волге, к Сталинграду. А следом — армада фашистов. Участником тех боев, не киношных, настоящих, был и Бондарчук. В фильме, уже в 1974 году, он прошел дорогу во второй раз, сыграв одну из ролей.
Актерский ансамбль сумасшедший по звездности — Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Василий Шукшин (он скончался во время съемок), Георгий Бурков, Иван Лапиков, Николай Губенко...
Вспомнить о фильме, и почтить память павших, можно на всей территории Союзного государства. Это гимн каждому воину.
4. ВОСХОЖДЕНИЕ
То, что удалось снять Ларисе Шепитько, это не просто кино, это притча о предательстве и самопожертвовании, о падении в бездну трусости и восхождении к вершине подвига человека немощного телом, но великого духом. Это молитва за павших героев.
История двух белорусских партизан, которые по стечению обстоятельств оказывались в руках карателей. Один из узников стал предателем и палачом, а второй, пройдя пытки, пошел на эшафот. «Восхождение» стал первым советским фильмом, который завоевал в Берлине высшую награду «Золотой медведь».
Кино могло не дойти до зрителей, ведь идеологи советского кино считали, что это не фильм о героях-партизанах. Если бы не вмешательство Первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова — подпольщика, одного из организаторов партизанского движения, Героя Советского союза, лежать бы ему на полке.
На закрытом показе Первый секретарь был настроен скептически, ожидая увидеть «бабью режиссуру», но уже через полчаса не мог оторваться от экрана и плакал, не стесняясь присутствующих. А затем Машеров, вопреки традиции заслушивать мнения от младших к старшим, выступил на сцене и говорил около сорока минут. Белорусский писатель Алесь Адамович описал Машерова в этот момент как человека, задающего вопрос: «Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всем этом?» Через несколько дней «Восхождение» было принято без единой поправки.
Вспомнить фильм можно, посещая любые территории, где действовали партизаны.
5. В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ
Сейчас трудно поверить, что земляки актера и режиссера Леонида Быкова, который воспевал Украину во всех своих фильмах, мучают и убивают стариков, старух и молодых женщин в мирных селах.
Быков, сняв фильм на все времена, показал свое отношение к фашизму и к памяти о Великой Отечественной войне. И к подонкам, прячущим совесть под свастикой.
Фильм 1973 года рассказывает о битве за Днепр в преддверии освобождения Киева.
Вспомнить о фильме можно у любого мемориала. Ну и когда мы изгоним из Киева нацистов, у памятника военным летчикам в Киеве, где изображен Леонид Быков в образе своего персонажа, Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро». А потом, как в фильме: «...вернемся мы сюда, пройдем по этим местам...
... И позовём лучший симфонический оркестр... И как врежем «Смуглянку», от начала и до конца!..»