САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга Храбрых

Максим Жуков: «Поэт в России не совсем пустое место, как на западе!»

Лауреат нескольких поэтических премий рассказал «СВ», почему посвятил свою новую книгу дизайнеру Диане Балашовой, чем удивил его Сергей Шнуров, и почему поэтов нужно поддерживать.

Максим Жуков
Фото: VK страница Максима Жукова


«Любить иных – тяжелый крест», - писал Борис Пастернак. Поэт Максим Жуков с ним согласился, добавив, что «крест и вправду непосильный».

Жуков – лауреат нескольких поэтических премий. Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров назвал его великим поэтом. Как заметил один из литературных критиков, «Шнуров не бог весть какой литературовед, но основной мотив поэзии Жукова он уловил и прочувствовал».

Возможно, благодаря интервью «Союзному Вече» уловите и вы.

- Давайте все же начнем с Беларуси. Что вас с ней связывает?

- Любовная история из моей юности. В самом литературном месте Крыма, в Коктебеле я познакомился с девушкой, которая тоже писала стихи.

Она потом приезжала в гости ко мне в Москву, а я к ней - в Минск, который мне очень понравился. Я жил в центре и запомнил, что там большие расстояния между домами.
Выходишь из одного здания и долго идешь к другому, а вокруг какие-то площади, открытые пространства, много воздуха.

А с девушкой ничего не получилось, к сожалению.

- Но на целую книгу вас, конечно, вдохновила не девушка из Минска.

- У меня выходит уже восьмая книга, но ни одну из них я не посвящал конкретному человеку. Однако нынешний сборник посвящен известному дизайнеру Диане Балашовой. Поздняя и подчеркиваю - платоническая любовь.

Я веду поэтический клуб в Доме творчества Переделкино. Диана пришла на одно из моих мероприятий, стала ходить и на другие. Мне сразу сказали, что это известная, непростая женщина. Мы познакомились.

После этого возник небольшой цикл стихотворений, которые я и поместил в книгу. И по цитате одного из этих посвящений назвал свой сборник.

Книга содержит 135 стихотворений (на разные темы, не только о Диане – Ред), и вышла в престижной книжной серии.

Диана вдохновляет меня как поэта.

Но большой дружбы между нами, на мой взгляд, не получилось, поскольку мы люди разных социальных слоев.


«ДАВАЛА ВЫСОКИЙ СТАТУС В ОБЩЕСТВЕ»
- Каково состояние современной российской поэзии?

- С одной стороны, она на подъеме. Есть старая гвардия, которая еще не ушла, например, Игорь Волгин, Игорь Караулов, Всеволод Емелин, Светлана Чернышова, Светлана Кекова, Илья Леленков. Хотя, если говорить о молодежи, меня часто привлекают как куратора разных поэтических фестивалей. Читаю большое количество стихов, приходящих на конкурс и претендующих на победу. Но все эти тексты, в основном, выглядят очень слабо. И мы в своем кругу по-стариковски ворчим об этом.

При том, что молодежь пытается. С одной стороны, Интернет очень сильно облегчает написание стихов. Есть масса всяких помогающих программ, вплоть до искусственного интеллекта. Но настоящий талант встречается редко.

Сейчас и время другое. Раньше поэт (даже не очень хороший) был героем, поэзия давала высокий статус в обществе. А сейчас это просто литератор, который получает за свои стихи очень скудные гонорары. Хотя в истории человек редко мог именно стихами прокормить свою семью. Разве что сам становился издателем.

Люди, которые могут писать, уходят в пиар или в журналистику, которая, если честно, тоже начинает сдавать. По крайней мере, они уходят в прозу. Там остались, как я уже говорил, хоть какие-то деньги. И пишущая братия, естественно, старается реализоваться там.

- То есть знаменитая фраза Евгения Евтушенко, что поэт в России больше, чем поэт, уже не актуальна?

- Причем давно. В 90-е у нас развивались культурные отношения с Западом. И когда наших людей в компаниях представляли как поэтов, иностранцы, по стороннему свидетельству, не знали, как с ними говорить, как воспринимать их.

Потому что если ты профессор, преподаешь литературу, то с тобой все ясно. Ты занимаешься более-менее полезным делом. Но если ты поэт – даже такой как Иосиф Бродский – то ты интересен на Западе, прежде всего, как знаменитый политэмигрант, а уж потом как автор текстов. Да и то в узком кругу филологов и литературоведов.

Хотя Бродскому удалось вырваться из этого узкого круга. Во-первых, благодаря своей политической позиции, во-вторых, за счет присуждения ему Нобелевской премии. Опять-таки за счет премии ему удалось стать поэтом мировой известности и международного признания.

Повторю: сейчас отношение к поэзии находится на другом уровне. Оно очень далеко от того, что существовало, скажем, в 60-е годы ХХ века.

Все эти традиции не прерваны. И поэт в России не совсем пустое место, как на Западе.


«СЕРГЕЙ ШНУРОВ СКАЗАЛ: «ЭТО Я ТЕБЕ ПРИСУДИЛ ПРЕМИЮ»
С легкой руки маэстро стал великим русским пиитом.

- Я читала, что Шнуров считает вас великим поэтом.

- Сергей Шнуров ворвался в мою жизнь случайно. Тогда меня выдвинули на Григорьевскую премию, которая проходит в Санкт-Петербурге. В тот год Сергей был председателем жюри. Его уговорили, он не очень хотел.

Шнурову дали все вышедшие в финал конкурсные подборки, он их внимательно просмотрел и сказал, что ему ничего не нравится, и оценки он ставить не будет. Кроме одной. И поставил десятку моей подборке – это была высшая оценка. Все остальные члены жюри меня тоже как-то выделили, иначе бы я не победил.

Запомнился забавный момент: когда мы еще не знали, кто из нас станет победителем и читали по очереди стихи перед вручением премии - назвали мое имя; я, сильно волнуясь, вышел к микрофону, и Сергей Шнуров подошел поближе и шепнул мне на ухо, что все будет хорошо. После этого мне стало значительно легче, хоть я и не поверил, что займу первое место.

Когда же проходило чествование и затем банкет, Сергей сказал: «Это я тебе присудил».

- А потом пригласил на свой концерт – прочесть стихи.

- Да, пришли несколько тысяч человек. Я, кстати, начинал свой путь в театре на Юго-Западе как студиец, выходил на сцену с 15 лет, наблюдал, как работает знаменитый актер Виктор Авилов, выступал перед большими аудиториями. Выход на публику для меня дело привычное.

Но на концерте Сергея Шнурова ты выходишь, а перед тобой океан людей! И ты, почти не видя зала, читаешь свои стихи, даже не понимая, как это делаешь.

Когда Шнуров вышел на сцену, раздались отдельные хлопки, зал заволновался, но не успел взреветь и рассыпаться в бурных аплодисментах, как обычно бывает на его выступлениях, он выпалил: «Всем привет. Я решил начать сегодня этот замечательный концерт с поэзии. Но так как поэт из меня плохонький, я пригласил настоящего поэта. Итак, великий русский поэт Максим Жуков – встречайте».

На ватных ногах вышел к микрофону и, не чуя себя, прочел совсем не то стихотворение, что собирался. Но, слава Богу, меня на зашикали и не освистали. А могли. Потому что начало концерт сильно задержали.

Что же касается Сергея, то он в общении очень умный, тактичный и обходительный человек. А главное – откровенный! – в разговоре со мной он признался, что когда выступает перед такой большой аудиторией, тоже испытывает похожие ощущения – просто выдает свой текст, почти не понимая, как это у него получается.


РУБЛЯМ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ, НО ВСЕГО НАДО ДОБИВАТЬСЯ САМОМУ
- Премии играют роль в вашей жизни?

- Премии – это всегда хорошо. Говорят, что их сейчас много, но их должно быть больше.
Поэзия – это камерное искусство, но искусство! И, между прочим, часть нашего национального кода!

Обычно писатели пробиваются группами. Такое уже бывало в литературе. Достаточно вспомнить символистов, футуристов, ОБЭРИУтов. Но дорога всё равно у каждого своя. Я вот, вообще – одиночка. И не только я.

И считаю, что несмотря на то, что сейчас много разных писательских союзов и литературных объединений, человек добивается успеха – сам и только сам; а для этого его нужно хоть как-то стимулировать. Премия или выход книги – хороший стимул для автора. Сейчас у меня вышла книга, посвященная прекрасной женщине. И я предчувствую очередной творческий подъем!

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Пьер де Голль призвал дипломатов и парламентариев приглашать представителей Запада в Сталинград для понимания сопротивления и многополярного мира
  2. Петка Ранкичу: Сербский народ плечом к плечу с русским боролся с фашизмом, понёс огромные потери, но сохранил дух сопротивления
  3. Синь Чунь-Ин: Мы должны помнить историю, почтить героев, извлечь уроки и строить справедливый мир
  4. Тибор Гашпар: Честь и слава всем, кто отдал жизнь за свободу. Пусть живёт мир
  5. Марина Ракуш: Мы должны противостоять героизации нацизма, защищать итоги Второй мировой войны и бороться с ксенофобией и шовинизмом
  6. Бухчулуун Пурэвдорж: Сталинград остановил молниеносную войну, переломив её ход
  7. Анна-Мария Мачадо: Попытки переписать историю и исказить факты о Великой Отечественной войне невозможны
  8. Нурбек Сыдыгалиев призвал помнить о совместной борьбе против фашизма и укреплять мир на основе взаимопонимания
  9. Зияфет Аскеров: Азербайджанские солдаты сражались в ключевых битвах, включая Сталинград и Берлин
  10. Алан Маргеев: Правду о великой битве должны знать новые поколения
  11. Лаша Ашуба: Важно противостоять попыткам пересмотра итогов войны, сносу памятников и запрету советской символики
  12. Олий Мажлиса: Волгоград для нас — символ победы
  13. Файзали Идизода: Победа над фашизмом достигнута общими усилиями всех народов бывшего СССР
  14. Ерлан Кошанов: Победа стала возможна благодаря единству народов
  15. Игорь Сергеенко: Память о героизме предков — наш моральный ориентир в мире мифов

Парламентское Собрание

«Родина-Мать» снова зовет

Где, как не на священной сталинградской земле нужно говорить о том, что нельзя дать сегодняшним европейским потомкам нацистов фальсифицировать историю

Политика

Виктор Баранец: Что для нас значат $1 000 000 000 000 военного бюджета США?

Вопреки американскому рекордному военному бюджету, РФ продолжает лидировать в сфере гиперзвукового оружия.

МНЕНИЯ

Знай свое место

Анатолий Заусайлов

Реальные пляски на костях устроил Владимир Зеленский на похоронах Папы Римского. Так ему в Ватикане еще и подыграли зачем-то

Сын замдиректора ЦРУ отдал жизнь за русских

Михаил Васильев

О чем говорит жертвенность 21-летнего Майкла Глосса

Война - жизнь, мир - смерть

Равиль Атжанов

Зеленский не пойдёт на мир ни на каких условиях

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также