Валентина Талызина стала актрисой, а не учительницей из-за обмана завистливой подружки
Народной любимице – девяносто. Невероятно! Кем-кем, а старухой эту яркую женщину, всегда острую на язык, вряд ли кто-нибудь назовет. Яркую…
- Какая же она некрасивая, - говорила о молодой коллеге прима театра «Моссовета» - великая Фаина Раневская. Которая потом очень ее полюбила и с удовольствием играла с ней на одной сцене. Да и первая большая роль у Валентины Илларионовны – дурнушка Алевтина из комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Говорят, что такого невыигрышного персонажа отказывались играть более опытные актрисы. Только Алиса Фрейндлих была не против, но как на грех забеременела. Да и к лучшему. Позже Алиса Бруновна признавалась, что так сыграть, как никому тогда не известная Талызина, она бы не смогла. Однако, пришлось молодой актрисе не сладко.
- Рязанов во время съемок на меня постоянно орал – за все, - вспоминала Валентина Илларионовна. – За меня даже заступалась редактор картины, его будущая жена Нина Скуйбина. «А если на нее не кричать, она вообще ничего не сыграет!» - бушевал Эльдар.
Зато Талызина после этого снялась еще в четырех картинах мастера, хоть и в небольших ролях. Когда у Рязанова спросили, почему тот не дает ей главные роли, он сказал: «У Вали слишком добрые глаза».
НАПУГАЛИ УЖАСНЫЕ ИНТЕГРАЛЫ
В отличие от многих других знаменитостей, Валентина не мечтала стать актрисой, хотя в детском драмкружке играла. Ну, хобби и хобби.
- Училась я в Борисовском зерносовхозе Шербакульского района Омской области, - вспоминала звезда. – И когда окончила десять классов, встал вопрос, - куда мне мне поступать. Очень любила историю и подумала – буду педагогом.
Может, и стала бы им, если бы… не обман одноклассницы. Коварная Таня поступала вместе с Валей в Омский педагогический. Когда вывесили списки счастливчиков, именно она пошла посмотреть, кому улыбнулась удача.
- Я не прошла, но и ты не прошла, – сказала она подружке. Хотя на самом-то деле Талызина набрала нужное количество баллов! Но перепроверять слова одноклассницы не стала, поверила на слово. Правда выяснилась, когда было уже поздно – от безысходности Талызина поступила в сельхозинститут на экономический факультет.
- Как пошли на занятиях эти интегралы, я была в ужасе, - вспоминала актриса. – Я не понимала ничего!
Параллельно она опять стала ходить в драмкружок. И вот там-то нашлись добрые люди, которые посоветовали ей выбрать другую карьеру. Как поступала в ГИТИС – отдельная песня. Чтобы согласились прослушать третьекурсницу-«колхозницу», девушке пришлось ловить за рукав директора заведения лично. Вердикт комиссии был единогласный – надо брать! За что им, конечно, большое спасибо.
ОТ ФАШИСТОВ СЕМЬЯ БУДУЩЕЙ ЗВЕЗДЫ СПАСЛАСЬ ЧУДОМ
Незадолго до Великой Отечественной войны семья Талызиных переехала в белорусский город Барановичи. Отец Илларион Григорьевич, обрусевший поляк, оставил жену и дочь ради другой женщины. Им пришлось несладко, но кто мог предположить, что настоящий кошмар впереди.
- Детство — это война, бомбежка, эвакуация из Беларуси, оторванная осколком голова моей любимой куклы, — вспоминала актриса.
Фашисты наступали стремительно. Мама шестилетней Вали уже решила, что бежать куда-то поздно. О чем она и сказала польской семье, у которой они снимали угол. Но, по словам Талызиной, те оказались людьми не только добрыми, но и мудрыми. «Нет, пани, нам с вами будет разное: уезжайте как можно быстрее».
Железнодорожный вокзал уже разбомбили, свободных машин не было.
- Мама каким-то чудом нашла машину-полуторку, на которой мы ехали по проселочным дорогам. В Горках пересели на поезд и месяц ехали до Омска.
Несмотря на тяжелые воспоминания, к Беларуси Валентина Талызина относиться с большой теплотой.
- Я очень уважаю Беларусь, ее принципы, восхищаюсь многим, что у вас есть, - сказала она в недавнем интервью. С юбилеем любимую артистку поздравили оба президента Союзного государства – Александр Лукашенко и Владимир Путин.
Звезда призналась, что на съемках поколотила Барбару Брыльску
ВОСЕМНАДЦАТЬ КОНКУРЕНТОК
Про то, что Барбару Брыльску в культовой картине «С легким паром…» озвучивала Талызина, знают, кажется, все. Но интересны подробности. После предварительного просмотра материала на «Мосфильме» съемочная группа была близка к панике. Получилось как-то скучно, тягомотно. Даже невзирая на песни молодой Аллы Пугачевой и комический дар Андрея Мягкова. Недоброжелатели Эльдара Александровича потирали руки – наконец Рязанов провалится!
Режиссер перебрал восемнадцать актрис, чтобы переозвучить красавицу-польку. Когда ему предложили Талызину, которая, как известно, сыграла роль подруги главной героини, он был против:
- Что она – сама с собой, что ли, будет разговаривать?! – недоумевал он. Но потом передумал и не пожалел.
- Я сыграла то, что Барбара не смогла, - уверена Талызина. Что, конечно, теплоты между актрисами не добавило. Впрочем, симпатии не было и на площадке.
- Я даже била Брыльску на съемках, - признавалась Валентина Илларионовна.
ОТ ФЕИ ДО ШПИОНКИ
Послужной список на поприще озвучания очень достойный. Именно ее голосом разговаривает героиня Лилиты Озолини Марта в культовом сериале «Долгая дорога в дюнах». Какой добрый советский зритель не пускал слезу под колыбельную Раймонда Паулса «За печкою поет сверчок»?
Свои неподражаемые интонации актриса подарила латышской коллеге Регине Разуме, которая сыграла добрую фею в фильме «Сказки старого волшебника». Румынке Марии Плоае – «Вооружен и очень опасен». Коварной шпионке Пилар (актриса Эльвира Зубкова) в политическом триллере «ТАСС уполномочен заявить». Даже известная сейчас больше как сваха Лариса Гузеева в далеком 92-ом году звучала совсем по-другому в картине «В той области небес».
Ну, и отдельное спасибо имениннице за мультик «Простоквашино». Ее мама дяди Федора, строгая ко всем, кроме кота Матроскина, просто неподражаема!
Интересно, что в детстве Валя съела мороженное и потеряла голос. После чего никогда в жизни не прикасалась к лакомству. И к сигаретам тоже.
ТЕАТР ПОЛОН СЛУХОВ (ИЛИ А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ)
В актерском мире ходит такая байка. Однажды заведующий литчастью театра им. Моссовета вывесил в коридоре большое интервью Валентины Талызиной, которое гордо называлось: «Я – Талызина!». Мимо доски проходила другая актриса с мужем. «Ну, что это такое! – стала возмущаться она. - Какая нескромность! Как так можно?!». Муж говорит актрисе: «Дорогая, ну что ты так расстраиваешься? Дай интервью другой газете, и попроси назвать: «И я – Талызина!».