В феврале Большой театр Беларуси представит новый творческий проект «Жизнь в профессии»
Одной из его первых героинь станет балерина Людмила Хитрова.
Имя Людмилы Хитровой давно ассоциируется с белорусским балетом, при этом немногие зрители знают, что артистка – россиянка. 17 лет назад ради белорусского Большого она оставила Красноярский государственный театр оперы и балета.
– Скажу больше: я родилась в Казахстане, в Караганде, но в пятилетнем возрасте переехала в Нижний Новгород – родной город родителей. Когда мне исполнилось девять, отправилась с мамой в Нижегородское хореографическое училище – узнать, как можно туда поступить. Оказалось, набор уже закончен, следующий – лишь через год. Но педагог неожиданно согласилась принять меня, с условием, что я обязательно нагоню программу. И я решила: похожу недельку ради мамы, а там будет видно. Но как-то совершенно незаметно для себя втянулась и поняла, что больше свою жизнь без балета не представляю.
Родители всегда и во всем меня поддерживали. Помню, приходила домой из училища и, даже не поужинав, камнем падала на диван. А папа старательно каждый день делал массаж, разрабатывал подъемы, – вспоминает Людмила.
ИЗ ПРИМ ПОПАСТЬ В КОРДЕБАЛЕТ
Чуть позже на гастролях в Италии Хитрову и еще нескольких девочек заметил балетмейстер из Красноярска. Позвал на работу в местный театр – и она улетела за три с половиной тысячи километров от дома.
– Конечно, решение уехать из Нижнего Новгорода далось нелегко. Но Красноярск привлек, во-первых, перспективами. Во-вторых, интересными гастролями. Было непросто потому, что я была очень домашним ребенком. Я часто вспоминаю какие-то моменты из детства, и сегодня они кажутся мне особенно трогательными и сентиментальными. Не побоюсь сказать, я счастливый человек, потому что люблю дело, которым занимаюсь. Хожу не на работу – я хожу танцевать, – не скрывает артистка.
Труппа Красноярского государственного театра оперы и балета приняла Людмилу и других новичков настороженно.
– Тем более меня, семнадцатилетнюю, сразу взяли солисткой. Годом позже я впервые станцевала партию Золушки. Удивительно, но никакого страха тогда не испытывала, чувствовала себя абсолютно в своей тарелке.
С октября 2008 года Хитрова выступает на сцене Большого театра Беларуси. Причем вначале молодую артистку зачислили в кордебалет – такова театральная практика. По сути, в Минске ей пришлось начинать карьеру с нуля.
– Сказать, что это был удар для меня, значит, не сказать ничего. Ведь в России я была солисткой, исполняла главные роли, а в белорусском Большом «всего лишь» кордебалет. Так мне казалось тогда. Но постепенно стали предлагать и крупные партии. Есть такая поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Она очень точно описывает балетные будни. Потому что балет – искусство штучное, за чужими спинами не отсидишься. Если не будешь работать над собой, расстанешься с профессией, будущим. Ну или навсегда останешься пятым лебедем.
КАКОЙ ТЫ ЛЕБЕДЬ -- ЧЕРНЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ?
Много позже па-де-труа из спектакля «Лебединое озеро» Петра Чайковского стало первой по-настоящему большой удачей Людмилы Хитровой на минской сцене.
– Перед выходом так волновалась, что мне казалось, еще минута: и потеряю сознание. Но ничего страшного не случилось. Станцевала хорошо, но то ощущение запомнила на всю жизнь. Чуть позже, когда уже готовилась к роли Одетты-Одиллии, чуть было не сорвалась. Мне всегда нравились характерные героини, но близости ни с белым, ни с черным лебедем я тогда не испытывала. Была убеждена, что понимание этого персонажа приходит с возрастом, опытом. У меня была другая мечта: Жизель из одноименного балета Адольфа Адана. Но когда мне предложили партию в «Лебедином озере», я честно сказала, что не вижу себя в этой роли: ну какой из меня черный лебедь? Но Юрий Троян, на тот момент художественный руководитель балета, настоял.
Первая репетиция, вспоминает Людмила, закончилась истерикой и слезами:
– Я смотрела на себя и понимала: роль не моя. Педагог Людмила Бржозовская тоже не знала, за что взяться. А до премьеры оставалось всего три недели. В ночь перед спектаклем я никак не могла уснуть, мне повсюду стало мерещилось лебединое озеро. В обед пришла в театр, и меня охватила самая настоящая паника. На глазах – слезы, в голове – десяток мыслей.
«Интересно, а если я убегу, меня уволят?», «А если уволят, то сразу или сначала выговор дадут?» И все в таком духе. Но спасибо педагогам: они верили в меня больше, чем я сама. Перед выходом на сцену волнение внезапно отступило. И все получилось!
БАЛЕРИНА В БЕЛАРУСИ СОСТОЯЛАСЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРТИСТКА
Важным в карьере артистки стал 2014 год, когда вместе с партнером Константином Героником она выиграла Гран-при IV Международного конкурса артистов балета в Стамбуле.
– Это один из самых престижных конкурсов балетного искусства в мире. И вот представьте, все волнуются, напряжены, и тут из театра мне приходит сообщение: «Людок, поздравляем!» Оказалось, в тот день я была удостоена высокой государственной награды: медали Франциска Скорины. Настроение моментально улучшилось, мы буквально порхали по сцене, чем, видимо, и покорили членов жюри. А чуть позже, в 2018 году, я стала заслуженной артисткой Республики Беларусь. Очень горжусь этим званием! Потому что по-настоящему полюбила Минск и Беларусь. Теперь это родное место, где мне комфортно и спокойно. Здесь я состоялась как артистка, выросла, совершенствовалась от спектакля к спектаклю. А что может быть важнее для артиста?.. Сегодня у меня нет желания куда-либо уезжать. С удовольствием летом во время отпуска приезжаю в Нижний Новгород к родным, но с такой же большой радостью возвращаюсь потом назад в Минск. Сейчас здесь мой дом, здесь родной театр, красивые люди вокруг – все это радует глаз.
БАЛЕРИНА РОДИЛА СЫНА И ВЕРНУЛАСЬ НА СЦЕНУ
На протяжении последних сезонов Людмила Хитрова танцует все главные роли в премьерных постановках Большого театра Беларуси. Сбылась и ее давняя мечта: выйти в партии Жизели в одноименном балете Адольфа Адана.
– Это партия, которая не надоедает. Каждый раз словно впервые проживаю эту историю. Ни разу не было такого: «Быстрее бы прошли эти два часа на сцене». Наоборот: хочется, чтобы эти два часа поскорее начались. Я выхожу на сцену и танцую в свое удовольствие.
С рождением сына Даниила у артистки произошла, как она признается, переоценка ценностей. Не каждая балерина (а уж тем более прима!) на пике карьеры отважится стать мамой. У Людмилы получилось все совместить.
– Мне кажется, все произошло очень вовремя. Благодаря поддержке родителей я смогла быстро вернуться в профессию и не потерять ее. При этом стараюсь не упустить счастливые минуты детства сына, мне важно видеть, как ребенок растет и меняется. Конечно, Данька приходит ко мне на спектакли, особенно любит детские сказки: «Золушку», «Конька-Горбунка», например. В феврале я, кстати, дебютирую в роли Белки в «Трех поросятах». И конечно, Даник пойдет с бабушкой смотреть на маму-Белку. Но, кстати, несмотря на то что родители у Даника балетные, ему любопытнее бегать по театру, заглядывать в оркестровую яму, трогать реквизит, но никак не танцевать. Так что сын растет в творческой среде, но, видимо, у него какая-то своя история будет.