САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Юлиана Леонович

В феврале Большой театр Беларуси представит новый творческий проект «Жизнь в профессии»

Одной из его первых героинь станет балерина Людмила Хитрова.

Золушка в одноименном балете Сергея Прокофьева, Ева в «Сотворении мира», Джульетта, Анюта, Жизель, Маша из «Щелкунчика» и, конечно, Одетта-Одиллия – партия, которую в театральном мире традиционно считают экзаменом на профпригодность. Каждый год афиша Большого театра Беларуси пополняется новыми спектаклями, а репертуар Людмилы Хитровой – новыми партиями и образами. Бенефисом в проекте «Жизнь в профессии» для артистки станет балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», где 14 февраля она исполнит заглавную партию. В этот же вечер до спектакля в фойе можно будет увидеть фотовыставку, посвященную прима-балерине, а после спектакля – получить автограф.

Имя Людмилы Хитровой давно ассоциируется с белорусским балетом, при этом немногие зрители знают, что артистка – россиянка. 17 лет назад ради белорусского Большого она оставила Красноярский государственный театр оперы и балета.

– Скажу больше: я родилась в Казахстане, в Караганде, но в пятилетнем возрасте переехала в Нижний Новгород – родной город родителей. Когда мне исполнилось девять, отправилась с мамой в Нижегородское хореографическое училище – узнать, как можно туда поступить. Оказалось, набор уже закончен, следующий – лишь через год. Но педагог неожиданно согласилась принять меня, с условием, что я обязательно нагоню программу. И я решила: похожу недельку ради мамы, а там будет видно. Но как-то совершенно незаметно для себя втянулась и поняла, что больше свою жизнь без балета не представляю.

Родители всегда и во всем меня поддерживали. Помню, приходила домой из училища и, даже не поужинав, камнем падала на диван. А папа старательно каждый день делал массаж, разрабатывал подъемы, – вспоминает Людмила.


ИЗ ПРИМ ПОПАСТЬ В КОРДЕБАЛЕТ


Чуть позже на гастролях в Италии Хитрову и еще нескольких девочек заметил балетмейстер из Красноярска. Позвал на работу в местный театр – и она улетела за три с половиной тысячи километров от дома.

– Конечно, решение уехать из Нижнего Новгорода далось нелегко. Но Красноярск привлек, во-первых, перспективами. Во-вторых, интересными гастролями. Было непросто потому, что я была очень домашним ребенком. Я часто вспоминаю какие-то моменты из детства, и сегодня они кажутся мне особенно трогательными и сентиментальными. Не побоюсь сказать, я счастливый человек, потому что люблю дело, которым занимаюсь. Хожу не на работу – я хожу танцевать, – не скрывает артистка.

Труппа Красноярского государственного театра оперы и балета приняла Людмилу и других новичков настороженно.

– Тем более меня, семнадцатилетнюю, сразу взяли солисткой. Годом позже я впервые станцевала партию Золушки. Удивительно, но никакого страха тогда не испытывала, чувствовала себя абсолютно в своей тарелке.

С октября 2008 года Хитрова выступает на сцене Большого театра Беларуси. Причем вначале молодую артистку зачислили в кордебалет – такова театральная практика. По сути, в Минске ей пришлось начинать карьеру с нуля.

– Сказать, что это был удар для меня, значит, не сказать ничего. Ведь в России я была солисткой, исполняла главные роли, а в белорусском Большом «всего лишь» кордебалет. Так мне казалось тогда. Но постепенно стали предлагать и крупные партии. Есть такая поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Она очень точно описывает балетные будни. Потому что балет – искусство штучное, за чужими спинами не отсидишься. Если не будешь работать над собой, расстанешься с профессией, будущим. Ну или навсегда останешься пятым лебедем.


КАКОЙ ТЫ ЛЕБЕДЬ -- ЧЕРНЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ?


Много позже па-де-труа из спектакля «Лебединое озеро» Петра Чайковского стало первой по-настоящему большой удачей Людмилы Хитровой на минской сцене.

– Перед выходом так волновалась, что мне казалось, еще минута: и потеряю сознание. Но ничего страшного не случилось. Станцевала хорошо, но то ощущение запомнила на всю жизнь. Чуть позже, когда уже готовилась к роли Одетты-Одиллии, чуть было не сорвалась. Мне всегда нравились характерные героини, но близости ни с белым, ни с черным лебедем я тогда не испытывала. Была убеждена, что понимание этого персонажа приходит с возрастом, опытом. У меня была другая мечта: Жизель из одноименного балета Адольфа Адана. Но когда мне предложили партию в «Лебедином озере», я честно сказала, что не вижу себя в этой роли: ну какой из меня черный лебедь? Но Юрий Троян, на тот момент художественный руководитель балета, настоял.

Первая репетиция, вспоминает Людмила, закончилась истерикой и слезами:

– Я смотрела на себя и понимала: роль не моя. Педагог Людмила Бржозовская тоже не знала, за что взяться. А до премьеры оставалось всего три недели. В ночь перед спектаклем я никак не могла уснуть, мне повсюду стало мерещилось лебединое озеро. В обед пришла в театр, и меня охватила самая настоящая паника. На глазах – слезы, в голове – десяток мыслей.
«Интересно, а если я убегу, меня уволят?», «А если уволят, то сразу или сначала выговор дадут?» И все в таком духе. Но спасибо педагогам: они верили в меня больше, чем я сама. Перед выходом на сцену волнение внезапно отступило. И все получилось!


БАЛЕРИНА В БЕЛАРУСИ СОСТОЯЛАСЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРТИСТКА


Важным в карьере артистки стал 2014 год, когда вместе с партнером Константином Героником она выиграла Гран-при IV Международного конкурса артистов балета в Стамбуле.

– Это один из самых престижных конкурсов балетного искусства в мире. И вот представьте, все волнуются, напряжены, и тут из театра мне приходит сообщение: «Людок, поздравляем!» Оказалось, в тот день я была удостоена высокой государственной награды: медали Франциска Скорины. Настроение моментально улучшилось, мы буквально порхали по сцене, чем, видимо, и покорили членов жюри. А чуть позже, в 2018 году, я стала заслуженной артисткой Республики Беларусь. Очень горжусь этим званием! Потому что по-настоящему полюбила Минск и Беларусь. Теперь это родное место, где мне комфортно и спокойно. Здесь я состоялась как артистка, выросла, совершенствовалась от спектакля к спектаклю. А что может быть важнее для артиста?.. Сегодня у меня нет желания куда-либо уезжать. С удовольствием летом во время отпуска приезжаю в Нижний Новгород к родным, но с такой же большой радостью возвращаюсь потом назад в Минск. Сейчас здесь мой дом, здесь родной театр, красивые люди вокруг – все это радует глаз.


БАЛЕРИНА РОДИЛА СЫНА И ВЕРНУЛАСЬ НА СЦЕНУ


На протяжении последних сезонов Людмила Хитрова танцует все главные роли в премьерных постановках Большого театра Беларуси. Сбылась и ее давняя мечта: выйти в партии Жизели в одноименном балете Адольфа Адана.

– Это партия, которая не надоедает. Каждый раз словно впервые проживаю эту историю. Ни разу не было такого: «Быстрее бы прошли эти два часа на сцене». Наоборот: хочется, чтобы эти два часа поскорее начались. Я выхожу на сцену и танцую в свое удовольствие.

С рождением сына Даниила у артистки произошла, как она признается, переоценка ценностей. Не каждая балерина (а уж тем более прима!) на пике карьеры отважится стать мамой. У Людмилы получилось все совместить.

– Мне кажется, все произошло очень вовремя. Благодаря поддержке родителей я смогла быстро вернуться в профессию и не потерять ее. При этом стараюсь не упустить счастливые минуты детства сына, мне важно видеть, как ребенок растет и меняется. Конечно, Данька приходит ко мне на спектакли, особенно любит детские сказки: «Золушку», «Конька-Горбунка», например. В феврале я, кстати, дебютирую в роли Белки в «Трех поросятах». И конечно, Даник пойдет с бабушкой смотреть на маму-Белку. Но, кстати, несмотря на то что родители у Даника балетные, ему любопытнее бегать по театру, заглядывать в оркестровую яму, трогать реквизит, но никак не танцевать. Так что сын растет в творческой среде, но, видимо, у него какая-то своя история будет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Курская область свободна! Враг изгнан за пределы региона
  2. Патриотический форум Беларуси и России проходит в БГМУ
  3. Сергей Хоменко: Беларусь готова делиться опытом преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС
  4. Сергей Хоменко: Международная солидарность вокруг Чернобыля стала лучшим образцом народной дипломатии
  5. Сергей Шойгу: Угрозы Беларуси, требующие размещения там «Орешника», сохраняются
  6. Документ о совместных учениях по преодолению кризисов на границах СНГ получил положительную оценку экспертов
  7. Беларусь и Россия реализовали проекты по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС стоимостью 90 миллионов долларов
  8. Сотрудники Постоянного комитета Союзного государства посетили Могилёвскую и Гомельскую области
  9. В Минске обсудили проект амнистии к 80-летию Победы
  10. Александр Лукашенко планирует провести совещания с основными структурами в Беларуси
  11. Владимир Путин провел встречу со спецпосланником президента США
  12. Александр Лукашенко назначил Сергей Левковича первым заместителем председателя Витебского облисполкома
  13. Как в этом году отдыхаем на майские праздники
  14. Взрывотехники работают на месте подрыва автомобиля в Балашихе
  15. В четвертый раз подряд ЦБ сохранил ключевую ставку 21 процент

Парламентское Собрание

Жанна Чернявская: Пятая часть населения в один момент оказалась в зоне загрязнения

39 лет назад мир столкнулся с катастрофой, которой история человечества еще не знала.

Политика

Виктор Баранец: Что для нас значат $1 000 000 000 000 военного бюджета США?

Вопреки американскому рекордному военному бюджету, РФ продолжает лидировать в сфере гиперзвукового оружия.

МНЕНИЯ

Сын замдиректора ЦРУ отдал жизнь за русских

Михаил Васильев

О чем говорит жертвенность 21-летнего Майкла Глосса

Война - жизнь, мир - смерть

Равиль Атжанов

Зеленский не пойдёт на мир ни на каких условиях

Европейские крысы начинают пожирать друг друга

Олег Зинченко

Украинская гнида пока прячется среди них.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также