САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Юлиана Леонович

В феврале Большой театр Беларуси представит новый творческий проект «Жизнь в профессии»

Одной из его первых героинь станет балерина Людмила Хитрова.

Золушка в одноименном балете Сергея Прокофьева, Ева в «Сотворении мира», Джульетта, Анюта, Жизель, Маша из «Щелкунчика» и, конечно, Одетта-Одиллия – партия, которую в театральном мире традиционно считают экзаменом на профпригодность. Каждый год афиша Большого театра Беларуси пополняется новыми спектаклями, а репертуар Людмилы Хитровой – новыми партиями и образами. Бенефисом в проекте «Жизнь в профессии» для артистки станет балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», где 14 февраля она исполнит заглавную партию. В этот же вечер до спектакля в фойе можно будет увидеть фотовыставку, посвященную прима-балерине, а после спектакля – получить автограф.

Имя Людмилы Хитровой давно ассоциируется с белорусским балетом, при этом немногие зрители знают, что артистка – россиянка. 17 лет назад ради белорусского Большого она оставила Красноярский государственный театр оперы и балета.

– Скажу больше: я родилась в Казахстане, в Караганде, но в пятилетнем возрасте переехала в Нижний Новгород – родной город родителей. Когда мне исполнилось девять, отправилась с мамой в Нижегородское хореографическое училище – узнать, как можно туда поступить. Оказалось, набор уже закончен, следующий – лишь через год. Но педагог неожиданно согласилась принять меня, с условием, что я обязательно нагоню программу. И я решила: похожу недельку ради мамы, а там будет видно. Но как-то совершенно незаметно для себя втянулась и поняла, что больше свою жизнь без балета не представляю.

Родители всегда и во всем меня поддерживали. Помню, приходила домой из училища и, даже не поужинав, камнем падала на диван. А папа старательно каждый день делал массаж, разрабатывал подъемы, – вспоминает Людмила.


ИЗ ПРИМ ПОПАСТЬ В КОРДЕБАЛЕТ


Чуть позже на гастролях в Италии Хитрову и еще нескольких девочек заметил балетмейстер из Красноярска. Позвал на работу в местный театр – и она улетела за три с половиной тысячи километров от дома.

– Конечно, решение уехать из Нижнего Новгорода далось нелегко. Но Красноярск привлек, во-первых, перспективами. Во-вторых, интересными гастролями. Было непросто потому, что я была очень домашним ребенком. Я часто вспоминаю какие-то моменты из детства, и сегодня они кажутся мне особенно трогательными и сентиментальными. Не побоюсь сказать, я счастливый человек, потому что люблю дело, которым занимаюсь. Хожу не на работу – я хожу танцевать, – не скрывает артистка.

Труппа Красноярского государственного театра оперы и балета приняла Людмилу и других новичков настороженно.

– Тем более меня, семнадцатилетнюю, сразу взяли солисткой. Годом позже я впервые станцевала партию Золушки. Удивительно, но никакого страха тогда не испытывала, чувствовала себя абсолютно в своей тарелке.

С октября 2008 года Хитрова выступает на сцене Большого театра Беларуси. Причем вначале молодую артистку зачислили в кордебалет – такова театральная практика. По сути, в Минске ей пришлось начинать карьеру с нуля.

– Сказать, что это был удар для меня, значит, не сказать ничего. Ведь в России я была солисткой, исполняла главные роли, а в белорусском Большом «всего лишь» кордебалет. Так мне казалось тогда. Но постепенно стали предлагать и крупные партии. Есть такая поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Она очень точно описывает балетные будни. Потому что балет – искусство штучное, за чужими спинами не отсидишься. Если не будешь работать над собой, расстанешься с профессией, будущим. Ну или навсегда останешься пятым лебедем.


КАКОЙ ТЫ ЛЕБЕДЬ -- ЧЕРНЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ?


Много позже па-де-труа из спектакля «Лебединое озеро» Петра Чайковского стало первой по-настоящему большой удачей Людмилы Хитровой на минской сцене.

– Перед выходом так волновалась, что мне казалось, еще минута: и потеряю сознание. Но ничего страшного не случилось. Станцевала хорошо, но то ощущение запомнила на всю жизнь. Чуть позже, когда уже готовилась к роли Одетты-Одиллии, чуть было не сорвалась. Мне всегда нравились характерные героини, но близости ни с белым, ни с черным лебедем я тогда не испытывала. Была убеждена, что понимание этого персонажа приходит с возрастом, опытом. У меня была другая мечта: Жизель из одноименного балета Адольфа Адана. Но когда мне предложили партию в «Лебедином озере», я честно сказала, что не вижу себя в этой роли: ну какой из меня черный лебедь? Но Юрий Троян, на тот момент художественный руководитель балета, настоял.

Первая репетиция, вспоминает Людмила, закончилась истерикой и слезами:

– Я смотрела на себя и понимала: роль не моя. Педагог Людмила Бржозовская тоже не знала, за что взяться. А до премьеры оставалось всего три недели. В ночь перед спектаклем я никак не могла уснуть, мне повсюду стало мерещилось лебединое озеро. В обед пришла в театр, и меня охватила самая настоящая паника. На глазах – слезы, в голове – десяток мыслей.
«Интересно, а если я убегу, меня уволят?», «А если уволят, то сразу или сначала выговор дадут?» И все в таком духе. Но спасибо педагогам: они верили в меня больше, чем я сама. Перед выходом на сцену волнение внезапно отступило. И все получилось!


БАЛЕРИНА В БЕЛАРУСИ СОСТОЯЛАСЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРТИСТКА


Важным в карьере артистки стал 2014 год, когда вместе с партнером Константином Героником она выиграла Гран-при IV Международного конкурса артистов балета в Стамбуле.

– Это один из самых престижных конкурсов балетного искусства в мире. И вот представьте, все волнуются, напряжены, и тут из театра мне приходит сообщение: «Людок, поздравляем!» Оказалось, в тот день я была удостоена высокой государственной награды: медали Франциска Скорины. Настроение моментально улучшилось, мы буквально порхали по сцене, чем, видимо, и покорили членов жюри. А чуть позже, в 2018 году, я стала заслуженной артисткой Республики Беларусь. Очень горжусь этим званием! Потому что по-настоящему полюбила Минск и Беларусь. Теперь это родное место, где мне комфортно и спокойно. Здесь я состоялась как артистка, выросла, совершенствовалась от спектакля к спектаклю. А что может быть важнее для артиста?.. Сегодня у меня нет желания куда-либо уезжать. С удовольствием летом во время отпуска приезжаю в Нижний Новгород к родным, но с такой же большой радостью возвращаюсь потом назад в Минск. Сейчас здесь мой дом, здесь родной театр, красивые люди вокруг – все это радует глаз.


БАЛЕРИНА РОДИЛА СЫНА И ВЕРНУЛАСЬ НА СЦЕНУ


На протяжении последних сезонов Людмила Хитрова танцует все главные роли в премьерных постановках Большого театра Беларуси. Сбылась и ее давняя мечта: выйти в партии Жизели в одноименном балете Адольфа Адана.

– Это партия, которая не надоедает. Каждый раз словно впервые проживаю эту историю. Ни разу не было такого: «Быстрее бы прошли эти два часа на сцене». Наоборот: хочется, чтобы эти два часа поскорее начались. Я выхожу на сцену и танцую в свое удовольствие.

С рождением сына Даниила у артистки произошла, как она признается, переоценка ценностей. Не каждая балерина (а уж тем более прима!) на пике карьеры отважится стать мамой. У Людмилы получилось все совместить.

– Мне кажется, все произошло очень вовремя. Благодаря поддержке родителей я смогла быстро вернуться в профессию и не потерять ее. При этом стараюсь не упустить счастливые минуты детства сына, мне важно видеть, как ребенок растет и меняется. Конечно, Данька приходит ко мне на спектакли, особенно любит детские сказки: «Золушку», «Конька-Горбунка», например. В феврале я, кстати, дебютирую в роли Белки в «Трех поросятах». И конечно, Даник пойдет с бабушкой смотреть на маму-Белку. Но, кстати, несмотря на то что родители у Даника балетные, ему любопытнее бегать по театру, заглядывать в оркестровую яму, трогать реквизит, но никак не танцевать. Так что сын растет в творческой среде, но, видимо, у него какая-то своя история будет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Губернатор Волгоградской области провел рабочую встречу с послом Беларуси
  2. В Беларуси планируют запустить программу реновации жилья
  3. Сувениры Союзного государства создадут Россия и Беларусь
  4. РЖД развивает инфраструктуру для грузов Беларуси
  5. Владимир Путин: Важно системно и последовательно развивать все составляющие ВМФ
  6. Социологи Беларуси и России обсудили соцкоммуникации в госуправлении на конференции в Минске
  7. В Постоянном комитете Союзного государства в Минске состоялось рабочее собрание по организации «Славянского базара в Витебске»
  8. Вячеслав Володин: Те, кто сегодня живет и воспитывает детей благодаря нашим солдатам и офицерам, стремятся переписать историю
  9. Александр Лукашенко: Договорились о развитии отношений в сфере текстильной промышленности
  10. Александр Лукашенко и премьер-министр Пакистана заключили пакет документов о сотрудничестве
  11. Александр Лукашенко премьер-министру Пакистана: У нас машиностроительная страна, развитое сельское хозяйство
  12. Александр Рогожник и губернатор Волгоградской области обсудили поставки техники и создание совместных предприятий
  13. Эмблема председательства Беларуси в ЕАЭС утверждена
  14. Белорусы создали уникальный электробус совместно с россиянами
  15. Топливный дивизион Росатома и правительство Беларуси укрепляют сотрудничество

Парламентское Собрание

В Ташкенте прошла Ассамблея «мини-ООН»

На мероприятии, где представлены 184 парламента, принят документ о Великой Победе.

Политика

Александр Лукашенко: Это моя Победа!

Президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Беседа с её председателем Радиком Батыршиным длилась более получаса и охватила темы исторической памяти, 80-летия Победы, экономики, безопасности и международного сотрудничества в рамках СНГ, ЕАЭС и БРИКС

МНЕНИЯ

В Германии хотят отменить советскую Победу

Михаил Васильев

Российских и белорусских представителей в ФРГ запретили пускать на мероприятия к 80-летию разгрома фашизма 

Свет, ведущий к звёздам

Андрей Удальцов

Россия запустила в космос украинца

Тупой и три ещё тупее

Кристина Воробьёва

Объявлены главные номинанты на Премию Дарвина за 2024 год

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также