Сумерки встретят любовью
В этом году звезда российского кино Людмила Гурченко отмечает свой юбилей. И нет, наверное, лучшего подарка для актрисы, чем новая роль. Так случилось, что этот подарок Людмила Марковна преподнесла себе сама. Она дебютировала в кинорежиссуре, сняв фильм «Пестрые сумерки», где и сыграла главную роль.
Картину «Пестрые сумерки» не стоит рассматривать с точки зрения кинематографа. Это боль и радость актрисы, это ее исповедь, это печаль по тому старому, музыкальному советскому кино, где блистала Людмила Марковна. Боль и печаль от того, что сейчас этого уже нет. Не снимают, не предлагают, не приглашают.
Картину «Пестрые сумерки» не стоит рассматривать с точки зрения кинематографа. Это боль и радость актрисы, это ее исповедь, это печаль по тому старому, музыкальному советскому кино, где блистала Людмила Марковна. Боль и печаль от того, что сейчас этого уже нет. Не снимают, не предлагают, не приглашают. А радость от того, что еще есть силы, еще горит огонь, еще хочется что-то спеть и о чем-то рассказать. По идее Гурченко сценарист Олег Антонов написал историю о немолодой актрисе и молодом слепом гениальном музыканте. Прототипом главного героя послужил реальный человек – слепой музыкант из провинции Олег Аккуратов, с которым Людмилу Гурченко связывает творческое сотрудничество. «Я хотела, чтобы эта история была чистой, романтичной в чем-то. Это история очень талантливых и очень одиноких людей в этом прекрасном столичном городе», – говорит актриса.
Людмила Марковна Гурченко родилась в Харькове. Росла девочкой музыкальной и артистичной, поэтому ничего удивительного не было в том, что после окончания школы она поехала в Москву и поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. В кино актриса дебютировала в 1956 году в фильме режиссера Яна Фрида «Дорога правды». И если этот фильм большинство зрителей не помнят, то картину «Карнавальная ночь», которая вышла на экраны Советского Союза в этом же году, знают все. И смотрят, и любят до сих пор.
Вообще актриса немало переживала из-за того, что после «Карнавальной ночи» ее стали воспринимать исключительно как легкую, комедийную актрису. А ведь она была способна на большее. По ее мнению, ситуацию помог сломать фильм «Старые стены», где у Людмилы Марковны серьезная, драматическая роль. Вскоре случился и фильм «Пять вечеров», где актриса вновь убедила всех, что ей подвластны любые жанры. Теперь опять можно было возвращаться и к легким музыкальным картинам. И Гурченко действительно неподражаема и в «Соломенной шляпке», и в «Небесных ласточках», и в «Табачном капитане». А какой шикарный бенефис Людмилы Гурченко вышел на нашем телевидении в 1978 году. Снял его режиссер Евгений Гинзбург.
Даже если Людмила Гурченко играет в картине эпизод, роль второго плана, она делает это так виртуозно, что не запомнить ее невозможно. Стоит вспомнить хотя бы ее сотрудницу турфирмы Аду Петровну в фильме «Отпуск за свой счет» или неподражаемую Раису Захаровну в картине «Любовь и голуби».
Но все эти «бриллианты» ролей остались в 80-х. Наступило новое время, стали снимать другое кино, и почему-то актриса такого масштаба, как Гурченко, оказалась не нужна российскому кинематографу. Да и снимать такое кино, в котором актриса могла бы проявить себя, у нас попросту разучились.
Актриса не сдается, она еще может нас удивить. То возьмет в свой эстрадный репертуар песню Земфиры «Хочешь», то сыграет в антрепризном спектакле. Но самая большая любовь ее жизни – кинематограф – по-прежнему в стороне от нее. А «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», как известно. И актриса взялась за дело сама. Так появился фильм «Пестрые сумерки», где вместе с Людмилой Гурченко снимались Дмитрий Кубасов, Владимир Ильин, Александр Ширвиндт, Сергей Фролов, Виктор Раков. Таким образом, актриса доказала, что еще полна сил, творческой энергии и идей. Хорошо бы, чтобы это поняли еще и режиссеры.
Александра ИВАНОВА