Перевернутый мир, или Хотят ли русские войны?
Выступая в октябре на заседании Совета Министров Союзного государства, премьер РФ В.В. Путин отдельно остановился на организации проката фильма «Брестская крепость». «Лента стала первым совместным проектом Союзного государства в области кинематографии, – сказал премьер-министр. – Фильм служит напоминанием о стойкости и мужестве советских солдат, о подвиге, ставшем символом единства наших народов. Необходимо решить все организационные, технические вопросы, чтобы фильм и в России, и в Беларуси, да и в других странах смогли посмотреть как можно больше людей, особенно молодежь».
Премьерный показ «Брестской крепости» состоялся в кинотеатре «Пушкинский» накануне его выхода на широкий экран. Генпродюсер фильма Игорь Угольников представил съемочную группу фильма, сообщив, что для белорусской части ее торжество состоится на днях в Минске. «Для нас настал счастливый миг официальной премьеры, – сказал И. Угольников, – и нам хотелось бы поблагодарить прежде всего Госсекретаря Союзного государства П.П. Бородина, без участия которого не состоялся бы этот фильм, и, конечно же, премьер-министра РФ В.В. Путина, благодаря поддержке которого мы смогли в срок закончить картину». Также И. Угольников высказал благодарность в адрес председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, активно поддержавшего идею создателей фильма.
Казалось бы, о беспримерном подвиге защитников Брестской крепости известно всем. Уроки истории в школе, книга Сергея Смирнова, спектакль «В списках не значился», шедший на сценах всех ТЮЗов Советского Союза. С тех пор прошли годы, сменились эпохи, выросли новые поколения. Как об очевидной реальности, кругом говорят об изменившихся ценностях. И утверждают, что для современной молодежи подвиги их дедов на Великой Отечественной поросли таким же быльем, как подвиги пращуров в куда более давних сражениях. О войне теперь принято говорить с улыбками «гитлеркапута» и сожалением, что так плохо заканчивались на войне любовные истории всевозможных «францев-полин». И как не отдать должное мечте автора идеи Игоря Угольникова, задумавшего снять фильм-реконструкцию событий в Брестской крепости к 65-летию Великой Победы.
Признаться, такого попадания в цель не ожидал никто. В основе сценария, авторами которого названы белорусы Константин Воробьев и Алексей Дударев и россияне Владимир Еремин и Екатерина Тирдатова, лежит великий труд Сергея Смирнова «Брестская крепость», те главы в первую очередь, которые в советское время не были напечатаны. Для того чтобы получилась «документальная реконструкция событий», пришлось поднять все военные архивы, в сборе материалов участвовали даже сотрудники ФСБ. И фильм с первых минут берет зрителей в полон. Экранное время сгущено до предела и изначально пронизано трагизмом. Перед зрителями разворачиваются картины последней мирной субботы в крепости – люди фотографируются, гуляют с детьми, собираются в кино и на рыбалку. Мы едва успеваем за камерой, которая знакомит нас с главными героями – командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), полковым комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Мы едва успеваем различить несколько молодых пар, где самым юным – трубачу Сашке Акимову (суворовец Алексей Копашов) и Ане Кижеватовой (Вероника Никонова) – по 15 лет. И это они отправятся на рыбалку, где попадут под страшную первую бомбежку войны.
Историческая достоверность придает фильму пронзительность и властно вовлекает зрителя в круговорот кровавого хаоса, возникшего в крепости. В центре сюжета – противостояние защитников крепости в трех очагах, руководят которыми главные герои, а связным у них оказывается бесстрашный Сашка. Немецкая сила неизмеримо велика по сравнению с нашей, хорошо упакована и вооружена до зубов. Но бои, и с табуретками наперевес, идут не прекращаясь. Фильм передает атмосферу ужаса, охватившего мирных жителей, и непоколебимую решимость защитников, несмотря на ситуацию обреченности, стоять до конца. Сцены рукопашных боев поражают правдивостью, натурализм не коробит, каждой детали веришь. Музыкальная тема Юрия Красавина ненавязчива и логична, придает повествованию глубину.
Главное, что удалось передать создателям фильма, – героический настрой защитников крепости, их любовь к родине, способность к самопожертвованию. Все эти понятия, не воспринимаемые сегодня, в фильме воплощены в реальных персонажах. «Умираю, но не сдаюсь», – написали они на стенах каземата и в нечеловеческих условиях – без еды и воды, без медикаментов – в течение нескольких недель вели бои с фашистами. Этот фильм – о выборе, который всегда есть у человека. Кто-то и в Брестской крепости предпочел выбросить белый флаг, но история помнит не о них, а о тех, кто вопреки всякой логике заставил немцев дрогнуть и отдать первый приказ об отступлении в 11 часов утра, через 7 часов после начала войны. И этот факт говорит о многом – возможно, только сейчас, после этого фильма, мы, внуки и правнуки фронтовиков, осознаем, что смысл этого мессиджа, как сейчас говорят, был в том, что он возвещал Победу.
Удивительной была реакция зала, в котором сидело много деятелей культуры – Алексей Серебряков, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук, Марат Башаров, Николай Расторгуев, Леонид Агутин, написавший финальную песню для фильма. Зрители, словно школьники на просмотре, не могли удержаться от аплодисментов и едва ли не слов поддержки в моменты локальных побед «наших» над немцами. В течение двух часов не отрываясь смотрели они на экран. Многие плакали. Смотреть это кино в самом деле, как и предупреждал режиссер-постановщик Александр Котт, оказалось «тяжелой работой». Бурное обсуждение фильма идет в Интернете. Некоторые критиканы каются и просят прощения у Угольникова за плохие слова о картине. Студенты МГУ, которых, по их выражению, «загнали» на просмотр «Крепости», на 10-й минуте были благодарны руководству университета и теперь активно призывали своих друзей идти на фильм.
Через несколько кресел от меня вместе со зрителями смотрел фильм «фартовый» парень Сашка Акимов. После фильма я пожала ему руку, пожелала успехов, невольно отметив, насколько по-взрослому держится этот подросток. Это глазами Сашки крупным планом показан на экране хаос войны. Камера оператора Владимира Башты словно стала его глазами. В фильме есть кадр, когда контуженый мальчишка после очередной бомбежки, покачиваясь, идет по крепости, и вдруг камера переворачивается и показывает все вокруг в перевернутом виде. Перевернутый мир – одна из сильнейших метафор фильма, которому, уверена, предстоит завоевать миллионы зрителей по всей планете. Одна из зрительниц написала в блоге: «Покажите «Брестскую крепость» на Западе, чтобы все поняли, хотят ли русские войны…»
Нина КАТАЕВА
«Ценность фильма – в его исключительной объективности. События первых дней обороны крепости очень точно отображены по месту и времени. Руководители обороны Гаврилов, Кижеватов, Зубачев, Фомин показаны актерами блестяще. Образ Сашки Акимова собирательный – нас, мальчишек, воспитанников гарнизона, было пять человек. Фильм смотрится на одном дыхании. Также хочу отметить прекрасное музыкальное оформление. Во время просмотра я постоянно возвращался в то далекое время, время своего детства, которое совпало с трагическими испытаниями, выпавшими на долю нашего народа».
Петр Котельников,
участник обороны Брестской крепости
«Сильный, правдивый фильм, его надо показывать в казармах, в школах...»
Петр Бондарев,
участник обороны Брестской крепости
«Считаю, что «Брестская крепость» – это один из лучших фильмов про войну, про Брестскую крепость – это точно. Фильм, конечно, тяжелый, но честный, и надо, чтобы его посмотрело больше наших граждан…»
Сергей Степашин,
председатель Счетной палаты РФ
«…Фильма могло не быть, если бы не идея и продюсерский талант Угольникова. Уверен, что этот фильм, с его мощным героическим содержанием, долгие годы будет воспитывать в молодежи патриотизм и способствовать укреплению духа союзничества братских народов…»
Г.Б. Давыдько, председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, председатель Совета фонда Президента РБ по поддержке культуры и искусства, заслуженный артист РБ
«…Съемки в реальных местах боев помогают прочувствовать реалии войны, судьбы участников обороны, сопричастность к военному прошлому. Дают представление об основополагающих моментах обороны крепости: нехватке боеприпасов, медикаментов, продовольствия, воды, отсутствии связи с командованием дивизий и армии, о многонациональном составе гарнизона и участии гражданского населения…»
В.В. Губаренко, генерал-майор, главный консультант, директор «Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»
«Эта работа не оставит равнодушным. Пожалуй, за последние 20 лет я не видел ничего подобного, посвященного теме Великой Отечественной войны. Работа свободна от влияния времени и политических клише. Великолепен подбор актеров. Батальные сцены лишены «красивости», съемки масштабны. В год 65-й годовщины Победы это отличный подарок зрителю. Мне кажется, работа будет высоко отмечена и зрителем, и киносообществом».
А.Г. Лысенко, заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии СССР
«Очень давно не видел до такой степени сильного фильма на военную тему. Никакой политической риторики, никакой джиги на костях героев – максимально честный рассказ о реальных событиях, где существуют пронзительные человеческие истории, понятные судьбы и абсолютное будничное понимание подвига – просто потому, что по-другому нельзя...»
Тигран Кеосаян, режиссер
«…Думаю, что этот фильм явится основой для многих и многих не только культурных проектов, но и для соединения наших государств».
Игорь Угольников,
председатель ТРО Союза