Не верю, нет! Алисе Фрейндлих девяносто лет
8 декабря Народная артистка СССР, лауреат всевозможных премий отметит дату, в которую невозможно поверить, ведь выглядит она превосходно.
В театре имени Ленсовета, где актриса служила 22 года, бережно хранятся платья, в которых она выходила на сцену. Не всякая девушка в них влезет, ведь Фрейндлих стройная и миниатюрная. Возможно — это эхо блокадного детства, когда голод косил жителей Ленинграда. Семья Фрейндлих выжила благодаря маме отца — тоже не менее титулованного артиста. Педантичная бабушка делила «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» на равные части и выдавала их строго по часам, чтобы растянуть на день. И девочка сидела перед часами, мысленно умоляя стрелки двигаться быстрее.
Актриса рассказывала, как бабушка готовила блокадный напиток-«шипучку»: в кипятке растворяли щепотки лимонной кислоты и соды. Варила студень из столярного клея.
- Прошло столько лет, но эхо блокады продолжает звучать во мне, - часто вспоминает народная артистка. – Я не могу видеть, если в тарелке что-то осталось недоеденное.
Актриса умеет ценить главное – саму жизнь, и несет позитив. Это свойство характера, выкованного войной.
Алиса Бруновна не только на сцене и в кино выглядит изысканно, стильно и женственно, она такая же и в жизни. Вкус, шарм и чувство меры – это природное.
МАСТЕРИЛА БУСЫ В ПЕРЕСТРОЕЧНОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ
Семья актрисы много лет снимала дачу в Комарово, пока не построили собственную. Поселок под Петербургом давно стал любимым местом отдыха петербургской интеллигенции, здесь даже есть музей, который рассказывает о его знаменитых жителях. Вот и к юбилею Фрейндлих открыли экспозицию, в которой представлены программки со спектаклей, фотографии из семейного альбома и личные вещи народной артистки.
- В жизни Алиса Фрейндлих открытый и доброжелательный человек, безо всякого налета «звездности», - рассказала «СВ» заведующая музеем «Келломяки-Комарово» Екатерина Боярская. - Я пригласила ее на открытие выставки, но даже зная, что она живет на даче, в десяти минутах ходьбы от музея, не была уверена, что она придет. Но она пришла вместе с дочкой Варей, и в итоге не просто открыла выставку, а по сути это получился ее творческий вечер! Алиса Бруновна говорила о Тарковском, о любимых внуках, о многом другом. О своей жизни в Комарово сказала: «Комаровцы - особая каста». После встречи никому не отказала в совместных фотографиях и автографах.
Алиса Бруновна подарила музею две нитки самодельных бус, которые она сделала сама в 1990-е годы.
- Я жила 50 лет в эпоху дефицита, - рассказала Фрейндлих. - Приходилось самим что-то придумывать, и для себя лично, и подчас для сцены. А пуговицы продавались в большом количестве, и были очень разнообразны.
В итоге у Алисы Бруновны появилось такое хобби - делать разноцветные бусинки из пуговиц. Их было у актрисы огромное количество.
- Двое бус достались нам! – улыбается Екатерина Боярская. - Для музея это очень дорогие экспонаты, ведь они сделаны руками любимой актрисы.
ПОТРЯСАЮЩИЕ ГЛАЗА
К юбилею актрисы в театре имени Ленсовета подготовили выставку «Крупным планом» с портретами актрисы, так что зрители смогут полюбоваться ее ролями за многие годы.
О работе с гениальной актрисой театра и кино «СВ» рассказала Народная артистка России, художественный руководитель театра имени Ленсовета Лариса Луппиан.
- Впервые я увидела ее на сцене в роли Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон», - рассказала худрук. - Она настолько органично существовала, как будто это настоящий мальчик! Я не могла поверить, что это актриса, настолько это было убедительно. Все манеры мальчишеские, и весь мир мальчика ею был сыгран на сцене.
Актерские таланты проявились в будущей звезде с раннего детства. Любила надевать мамины платья и воображать себя на сцене. Из-за блокады учиться в школе она начала в восемь лет, но уже вскоре играла в театральном кружке, которым руководила знаменитая советская актриса Мария Призван-Соколова. Она первой и помогла девочке из актерской семьи раскрыть талант. У Алисы и характер оказался подходящий, сильный. Не переживала, что ее сравнивают со знаменитым отцом Бруно Фрейндлихом.
Алиса Бруновна не обращала внимания на злые завистливые разговоры за спиной и просто занималась любимым делом.
- У нее огромные выразительные глаза, выражение которых меняется в зависимости от эмоционального состояния героини, - отметила Лариса Луппиан. – Ее требовательность к себе, внимание к любой детали, к повороту головы, к интонации. В театре все зависит от мелочей, буквально от микронов существования на сцене. Этому я научилась у нее, мне как молодой актрисе это было очень важно. Всю свою молодость простояла за кулисами, смотрела, как она существует. Она удивительная, органичная актриса. В ней есть глубина. И такое разнообразие в красках, что не восхищаться этим невозможно. Потрясающая актриса, и ей повезло, что она встретилась с великим режиссером Игорем Владимировым, он давал ей разные роли и раскрыл в ней большую актрису.
К слову, в этому году отмечали 105 лет со дня рождения Владимирова.
ВСЕ – В ТЕАТР
- Впервые я увидела Алису Фрейндлих на сборе труппы 11 октября 1970 года, когда поступила в театральный институт, - продолжает Лариса Луппиан. - Наш курс представили труппе, этот день мы считаем днем рождения нашего курса и долгие годы его отмечали.
Алиса Бруновна всегда приходила на наши экзамены и зачеты по актерскому мастерству, и смотрела очень внимательно. За нашим становлением и развитием в театре вообще наблюдали с любовью, но и требовательно.
- А как с ней игралось?
- Уже на втором курсе в спектакле «Двери хлопают» я вышла с ней вместе на сцену, она играла мою маму. Для меня это было удивительно и очень волнующе. Она прекрасная актриса, замечательный партнер, очень внимательный, очень требовательный.
А после «Дульсинеи Тобосской» мы собирались небольшой группой и обсуждали, как прошел спектакль. Толя Равикович, Женя Махотлова, Валера Воскобойник, Алиса Бруновна и мы с Мишей. Театр был одной большой семьей, можно сказать, мы жили в театре. Тогда кино особенно не было, а на телевидении мы днем бегали, участвовали в телевизионных спектаклях. В театре проходила вся наша жизнь, отмечали и свадьбы, и рождение детей, и премьеры, к каждой из которых готовили капустники.
Жизнь была очень веселая, в 1970-е был расцвет театра, очень счастливое время и для меня, и для Алисы Бруновны.
- Советы она вам давала, помогала?
- В спектакле «Нашествие» по пьесе Леонова играла простую девочку, и мне нужно было научиться деревенскому говору. И Алиса Бруновна подписывала мне транскрипцию, как правильно это делать, где окать, где акать.
Потом я играла Блоху в спектакле «Левша», и она принесла мне из дома металлический поясочек, чтобы украсить мой костюм. Вообще она все приносила в театр – аксессуары, красивые полотенца, любые вещи, и несла в реквизиторский цех. В театре всегда что-то нужно, все актрисы несут украшения и потом там оставляют. Я с тех пор тоже так делаю.
КАК БЫЛА ОТКРЫТА ЭПОХА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
На выставке в Комарово представлена фигурка Дон Кихота из легендарного спектакля 1970-х годов «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина, в постановке Игоря Владимирова. Это был музыкальный спектакль-притча, где Алиса Фрейндлих пела вместе с Михаилом Боярским, исполнителем роли Луиса, последователя Дон Кихота. Мечтая о верном рыцаре, героиня Фрейндлих, Дульсинея, носила в руках эту фигурку из папье-маше с имитацией под бронзу. Фигурка стала символом постановки.
- Алиса Бруновна прекрасно поет, у нее хороший голос, - улыбается Лариса Луппиан. – В спектакле «Укрощение строптивой» актеры пели, так что, считаю, они с Анатолием Равиковичем открыли эпоху музыкального театра в России.
К слову, в Советском союзе даже вышла пластинка «Поет Алиса Фрейндлих» с песнями из спектаклей и фильмов.