Как защитить свою культуру?..
Способен ли театр в условиях современности отстаивать самобытность и национальные традиции, бороться за обогащение театральной культуры и сохранение великой русской драматической школы? Театральный форум «Золотой витязь» в очередной раз подтверждает, что это необходимо. «Вопросы культуры в нашей стране – это вопросы национальной безопасности», – утверждает председатель жюри фестиваля народный артист России Василий Ливанов.
С 23 октября по 1 ноября зрители увидели 25 постановок из России, Украины, Беларуси, Сербии и Болгарии. Девиз «Золотого витязя» неизменен – «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека».
Организаторы фестиваля признаются: в этом году спектаклей показано меньше, чем в прошлом, однако требования к качеству постановок повысились. Помимо московских театров – Мастерской Петра Фоменко, Малого театра, МХТ им. Чехова, Театра на Малой Бронной и других – в форуме приняли участие труппы театров Нижнего Новгорода, Мичуринска, Омска и Перми. По словам директора театрального форума «Золотой витязь» Натальи Полукаровой, в этом году театры из регионов представлены особенно широко. Тем не менее серьезной проблемой остается нехватка свободных площадок для показа спектаклей региональных театров в Москве, несмотря на, казалось бы, колоссальное театральное пространство, количество новых постановок и т.п.
Бессменные участники фестиваля – украинские и белорусские театры. В этом году Театр киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» привез в Москву постановку Владимира Гостюхина «Механический человек» по одноименной пьесе Михаила Ворфоломеева. Южные славяне – сербы и болгары – также остались верны «Золотому витязю». Болгарию представили театры «199» и «Нешанал Арт». Сербский Театр имени Бора Станковича отдал дань русской классике XIX века и привез постановки чеховской «Палаты № 6» и «Исповедь Дмитрия Карамазова» по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Уже второй год подряд в форуме вне конкурса принимают участие студенческие спектакли. На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, оргкомитет выразил намерение ввести новую номинацию – для студенческих работ.
Жюри театрального смотра возглавили народные артисты России Элина Быстрицкая (в номинации «Театр – большая форма») и Василий Ливанов («Театр – малая форма»). В жюри также вошли главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров, ведущий телеканала «Столица» Александр Мягченков, театральный критик Нина Шалимова, ведущая радиостанции «Голос России» Елена Гудкова. В составе жюри присутствовали не только деятели театра, но и священнослужители – иерей Илья Соловьев и протодиакон Леонид Каюров – сын актера Юрия Каюрова. Отец Леонид – в прошлом актер.
Традиционно в день открытия форума жюри присуждает одну из высших наград «Золотого витязя» – Золотую медаль за выдающийся вклад в театральное искусство имени великого русского артиста
Н.Д. Мордвинова. В этом году медали был удостоен режиссер и актер Олег Табаков. Фестиваль открыли постановкой Ивана Поповски по пьесе Эжена Ионеско «Носорог». По словам президента фестиваля Николая Бурляева, пьеса Ионеско, написанная в 1950-е годы, невероятно актуальна. Она о том, что человек должен уметь противостоять безликой массе – уметь думать, защищая свою индивидуальность и культуру, не принимать на веру то, что искусственно навязывается маскультом.
– Культура жива, пока жив такой человек, – сказал Николай Бурляев. – Спектакль «Носорог», поставленный Иваном Поповски, учеником Петра Фоменко, по происхождению македонцем, а по духу русским человеком, уже получил высшую награду нашего форума – «Золотого витязя» в 2008 году.
В рамках форума состоялся «круглый стол» «Духовные традиции. Настоящее и будущее театра славянского мира» с участием деятелей театра и Церкви. Николай Бурляев начал обсуждение с вопроса, который волновал режиссеров и актеров с давних времен: богоугодное ли дело – театр? «Или священнодействуй – или убирайся вон!» – слова великого Щепкина, по мнению Н. Бурляева, необычайно актуальны сегодня, когда мы размышляем о том, каким должно быть театральное искусство.
– Театр должен помочь людям приблизиться к горнему миру, – сказал президент фестиваля. – Раньше наших братьев по цеху не хоронили в ограде церкви. Но сейчас Церковь меняет к нам свое отношение.
Также Николай Бурляев напомнил о социальной концепции Русской православной церкви. А в ней говорится о том, что светская культура способна быть носительницей благовестия. В центре внимания участников «круглого стола» оказались и другие актуальные проблемы современного театра, в том числе вопрос о том, как выжить культуре в условиях рыночной экономики и не стать объектом потребления.
– Современный театр – нечто эффектное, увлекающее, соблазнительное, сказал Н. Бурляев. – В последнее время особенно часто пользуются этой внешней эффектностью, «эффектной пустотой», как говорил Иван Александрович Ильин, когда заманивают публику в театры. А за зрителя надо бороться, потому что нас ввергли в рыночное время. Рынок повсюду. И ни один руководитель культуры не рискует восстать против общего мнения, царящего в эшелонах власти, – мол, все должно быть подвержено рынку, и культура тоже.
По его словам, театральный форум «Золотой витязь» никогда не согласится с рыночным отношением к культуре. Рынок в культуре ведет к вырождению и гибели нации.
– Массовая культура смывает критерии, – считает доктор искусствоведения, профессор РАТИ-ГИТИС Нина Шалимова. – Уничтожает саму иерархию культурных ценностей.
«Золотого витязя» на нынешнем фестивале получил спектакль «Женитьба» режиссера Сергея Федотова пермского театра «У Моста» (малая форма). Также дипломами разной степени – золотыми, серебряными, бронзовыми – было награждено 9 спектаклей большой формы и 5 – малой. Отдельные дипломы были вручены за воплощение радиоверсий спектаклей – Русскому драмтеатру Республики Мордовия, худруку Театра Слова Тамаре Ворониной и актеру Амиру Шакирову.
– Политика вершится отдельно от здания театра, а в театре мы понимаем, сколь велика у нас – у русских, сербов, болгар и, конечно же, украинцев и белорусов – тяга друг к другу, – сказал министр культуры России Александр Авдеев. – Поэтому я называю «Золотой витязь» площадкой театрального братства и творческого поиска.
Татьяна КУТАРЕНКОВА