Два в одном
Следует напомнить, что фестиваль «2morrow/Завтра» был создан режиссером Иваном Дыховичным и продюсером Ренатом Давлетьяровым в 2007 году. После смерти Дыховичного он распался надвое: название и логотип остались за генеральным спонсором – компанией Audi, которая теперь работает вместе с креативным директором Ольгой Дыховичной и Антоном Мазуровым. Ренат Давлетьяров вместе с прежним программным директором Алексеем Медведевым делают новый фестиваль «Два в одном».
Но несмотря на то что, по признанию программного директора «2morrow/Завтра» Антона Мазурова, им с Алексеем Медведевым пришлось «делить» картины, программа получилась интересной. По традиции, в нее были отобраны фильмы, уже получившие свой знак качества на международных кинофестивалях, а также ленты, которые «нельзя увидеть нигде». Так, на спецпоказах были представлены «Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни» тайца Верасетакула, получивший Гран-при в Каннах этого года, и «Шантрапа» Отара Иоселиани, показанный там же вне конкурса. И, сказать правду, впечатление от «Дядюшки Бунми» – картины, пронизанной светом и тайной, протестом против смерти и неосуществимым желанием человека слиться с природой и жить вечно, было самым ярким и значительным. После этого фильма оживает душа и хочется не то плакать горючими слезами, не то взлететь наконец над серыми мостовыми и раствориться где-нибудь в высоте, ведь человек запросто может сделать это. Верасетакул действительно кудесник, и такого кино мир еще не видел.
Открылся фестиваль любовной комедией прошлогоднего лауреата «Завтра» (Гран-при за драму «Я убил свою маму») Ксавье Долана «Воображаемые любови» (Канада). Молодой режиссер смело и совершенно в духе «Завтра» фантазирует на тему любви. Перед нами па-де-труа, причем один из участников, увы, без взаимности, играет на «голубых» регистрах. Что ж, вообразить любовь – это уже означает сделать к ней шаг. Будем ждать третьего фильма Долана. В конкурсе широко было представлено европейское и азиатское кино, и среди прочих лент зацепили китайские «Зимние каникулы» Ли Хунци (Гран-при 63-го фестиваля в Локарно). С большим сочувствием режиссер показывает монотонную жизнь людей в заштатном китайском городишке. В центре его внимания – группа старшеклассников, мающихся от безделия. Каждый день – один и тот же маршрут, одни и те же лица, одни и те же слова при встречах, и даже жесты, мимика, позы разговаривающих подростков одни и те же. Развлечение мальчишки находят в подшучивании над спящим товарищем-толстяком, который шумным сонным дыханием запросто «заводит» бумажный пропеллер. Квинтэссенцией абсурда звучат монологи персонажей – маленький мальчик сообщает дедушке, что хочет оказаться сиротой, самая плохая ученица в классе печется о том, что дружба с мальчиком понизит ее успеваемость. Но философский взгляд режиссера, поэтически преломляющего течение этой жизни, примиряет нас с «каникулами». Картина получила приз в номинации «Звук», а также главный приз жюри молодых критиков – с формулировкой «за ироничное и тонкое отображение абсурдности человеческого существования». Ли Хунци, получая награду, сказал, что крайне польщен, поскольку вырос на русской литературе и российском кино.
Гран-при получил очаровательный фильм итальянца Микеланджело Фраммартино «Четырежды» – вновь о реинкарнациях души, налицо тенденция артхаусного кино. И пускается в это таинственное четырехкратное «путешествие» старый пастух из средневековой калабрийской деревни. Зритель не оторвет взора от экрана – так прекрасны холмы Калабрии, и так мучительно ищет свой путь человеческая душа. Награду из рук председателя жюри Сергея Лозницы принимал оператор-постановщик картины Андреа Нагателли. «Очень приятно получить приз в стране, которую я считаю родиной кинематографа», – сказал он. Румынский альманах «Сказки золотого века», который продюсировал и снимал с коллегами лауреат Канн Кристиан Мунджу, наградили за актерскую игру и за лучший сценарий. А приз «Изображение» из рук Михаила Кричмана, оператора «Овсянок» Федорченко и «Возвращения» Звягинцева, за фильм «Искушение Святого Тыну» получил эстонец Вейко Ыунпуу. Второй приз молодых критиков взяла колумбийская «Ловушка для крабов» Оскара Руиса Навии.
Россия была представлена фильмами «Которого не было» Рамиля Салахутдинова, «Воодушевление» Галины Мызниковой и Сергея Проворова, «Рафаил Пироне» Ярослава Добронравова (совместно с Великобританией и США). Помимо конкурса на фестивале были показаны ретроспектива Шарунаса Бартаса, программы «Выбор Сергея Бодрова», «DOC_открытие современной арт-богемы», OneDotZero (британский и мировой motion-дизайн и альтернативная анимация). В кинотеатре «Пионер», как и в прошлом году, прошел однодневный кинорынок – Проект на завтра, призванный сконцентрировать внимание 50 европейских дистрибьюторов и фестивальных отборщиков на российских проектах. Итоги прошлогоднего форума впечатляют победой «Овсянок» Алексея Федорченко в Венеции.
* * *
Новый Международный фестиваль авторского кино «Два в одном», проведенный Интерфестом при поддержке Министерства культуры, составил программу из фильмов, большая часть которых также была показана на крупных международных фестивалях. Фильмом открытия стало «Дерево» Джули Бертучелли (Франция – Австралия), которым закрывали в этом году Каннский фестиваль. Мистическая драма снята по роману Джуди Паскоу «Наш отец, поселившийся в дереве» и повествует об истории семьи, потерявшей кормильца. Восьмилетней Симоне кажется, что дух отца переселился в огромную смоковницу, растущую рядом с их домом. И она почти убеждает в этом всех домочадцев, включая мать – в этой роли снялась Шарлотта Генсбур, самая популярная актриса на сей день в Европе.
На церемонии открытия «Два в одном» из уст организаторов прозвучало, что современное кино во всем мире на 98 процентов плохое и именно «достойные и интересные» фильмы из двух оставшихся процентов попали на фестиваль. Представлены были картины самых разных жанров и стилей, как игровые, так и документальные. По мнению Алексея Медведева, современный кинематограф находится в состоянии непрерывного изменения, границы между игровым и документальным кино, а также между кино и современным искусством, коммерческим и некоммерческим, авторским и развлекательным, жанровым и артхаусным смещаются. По мысли организаторов, рано или поздно главным жанром на «Два в одном» должен стать «арт-стрим», условно говоря, авторское кино для всех – тот жанр, в котором работают самые популярные режиссеры на Западе и которым стремятся овладеть российские кинематографисты.
В основном конкурсе было 9 фильмов, и неслучайно призы за лучшее изображение и лучший звуковой ряд получила документальная картина датчанина Януса Метца «Армадилло», отмеченная «Неделей критиков» в Каннах. Режиссер со своей командой полгода вел съемки на военной базе НАТО в афганской провинции Гельманд, находящейся под контролем талибов. В фильме можно видеть ужасающие сцены боев. Призы вручал член жюри, шведский режиссер и сценарист Лукас Мудиссон.
Гран-при фестиваля присудили дебютной ленте Николы Лежаича «Красный холм» (Сербия), посвященной подросткам-скейтбордистам. Вручая награду исполнителю главной роли Марко Тодоровичу, председатель жюри, новозеландская актриса Кэрри Фокс сказала: «Мне очень приятно вручить приз столь убедительному фильму о том, как существуют молодые люди и из чего складывается их жизнь». Актер, появившийся перед публикой со скейтбордом на спине, был живым воплощением ее слов, и публика азартно зааплодировала. Этой же картине Кира Муратова вручила приз в номинации «Истории». За «Героев» награду получила Эва Габор, исполнительница роли Пирошки, медсестры-толстушки в картине «Пал Адриенн» (Венгрия – Нидерланды – Австрия – Франция): она работает в отделении для умирающих стариков и вдруг решает разыскать подругу детства. Помимо основного на фестивале работало жюри блогеров, присудившее приз испанской «Сетке от комаров» Агусти Вилы. В конкурсе видеороликов победил клип из Тюмени Duality.
Россия была представлена в конкурсе картиной Ольги Егоровой и группы «Что делать?» «Башня», о строительстве «Охта-центра» рассказали в жанре «социального мюзикла». Состязался за Гран-при и кукольный фильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс» (США – Великобритания). Персонажи озвучивали, среди прочих актеров, Джордж Клуни и Мэрил Стрип.
Несколько отечественных картин, в частности «Овсянки» Алексея Федорченко, три фильма «Кинотавра-2010», «Гоп-стоп» Павла Бардина, показали во внеконкурсных программах.
Фестиваль включал в себя ретроспективы француженки Изильд Ле Беско и канадца Дэвида Кроненберга, программы «Матч-пойнт», «Док.три.на», «Московская полночь», «Три копейки», мастер-классы, а также сценарные читки в рамках дня пермского фестиваля «Текстура». И именно Дэвида Кроненберга, в авторских фильмах которого, по словам Алексея Медведева, наблюдаются элементы триллера, хоррора и современной инсталляции, он назвал провозвестником «кинематографа будущего».
Фильмом «Турне» Матье Амальрика (Франция), получившим Гран-при Канн и приз ФИПРЕССИ, закрылся фестиваль «Два в одном». Представить картину в Москву прилетел сам режиссер. В этот день Амальрику исполнилось 45 лет, и каннский лауреат был особенно воодушевлен. Он рассказал, что это его первый визит в Россию после 33-летнего перерыва. Оказывается, в детстве Матье четыре года прожил в Москве, где обучался музыке. Поэтому особые эмоции у него вызвало выступление пианистки Екатерины Сканави с десятилетним сыном-скрипачом Алексеем Стычкиным. Матье Амальрик поведал о съемках «Турне», в котором еще и сыграл роль незадачливого продюсера, обманувшего ожидания танцовщиц стриптиз-группы «Нью-Бурлеск». А они так мечтали о признании, показывая свое шоу в маленьких городках Франции... Этим зрительским фильмом, выходящим на днях в прокат, и закончился новый фестиваль.
Как видим, в ситуации «два в одном» оказалось много игры, но это не главное. Главное в том, что выиграл зритель – он посмотрел в два раза больше хорошего кино.
Нина КАТАЕВА